Так Пикассо видел себя рядом с одной из своих моделей.
Иллюстрация предоставлена организаторами
В Новосибирском государственном краеведческом музее проходит выставка под названием «Искушение», на которой представлено около сотни литографий Пабло Пикассо. Работы из самого откровенного графического цикла Suite 347 привезли из частной французской коллекции (до этого они выставлялись в Красноярске). Это третья в музее выставка подобного масштаба: ранее здесь показывали иллюстрирующие Ветхий и Новый Завет литографии Марка Шагала и Сальвадора Дали. Однако новая экспозиция заметно отличается от предыдущих по тематике. Представленная в Новосибирске коллекция состоит из гравюр эротического содержания, наполненных сексуальностью мужских и женских ню, щедро сдобренных изощренным воображением художника.
Пикассо приступил к созданию Suite 347, когда ему уже было 87. Серия получила свое название по числу выполненных работ – художник работал над ними с 16 марта по 5 октября 1968 года. К тому времени он успел пережить множество расставаний со своими возлюбленными, включая юную Франсуазу Жило, которая вместе с двумя детьми ушла от художника после 10 лет совместной жизни. Старость, редкие встречи с детьми и напряженные отношения с новой супругой Жаклин наполнили последние годы жизни Пикассо одиночеством, от которого он, вероятно, так яростно пытался убежать в своем творчестве, полном эротизма, страсти и эмоциональных воспоминаний.
Работы разместили соответственно нескольким условным направлениям, на которые принято делить всю серию произведений. Здесь любовные сцены Рафаэля и его возлюбленной Форнарины, за которыми подглядывают Микеланджело и Папа Юлий II. Дальше изображения, основанные на известных картинах Рембрандта, Мане, Дега, Веласкеса, Делакруа. После рисунки, содержащие мотивы цирка, театра и любимого зрелища Пикассо – корриды, а также сюжеты на тему «Художник и модель». На некоторых из своих творений, таких как «Мужчина, находящийся под воздействием наблюдения за лежащей обнаженной женщиной» и «Пикассо с тростью и актер, смотрящий на женщину», художник изобразил самого себя.
Десятки произведений выставлены в небольшом пространстве одного зала. Несмотря на условное деление на части, однообразие экспозиции утомляет, вызывает чувство эмоциональной избыточности. Начав с детального рассмотрения каждой работы, зритель завершает просмотр беглым взглядом на оставшуюся часть литографий, устав от нагромождения обнаженных тел и буйства эротических фантазий Пикассо. Вместе с тем для России показ даже неполной версии этого цикла уникален, потому что серию мало где можно увидеть. В полном объеме она хранится лишь в семи общедоступных музейных собраниях, среди которых музеи Пикассо в Барселоне и Париже, Национальная библиотека Франции, кельнский Музей Людвига и др.