С 8 по 18 марта в женевском выставочном комплексе Palexpo прошел 82-й международный салон легковых автомобилей. Являясь самым ранним и единственным ежегодным в Европе, он оказывает особое влияние на мировой автомобильный рынок, пропагандируя не только выставленные экспонаты, но и саму идею о необходимости владеть собственным автомобилем, отвечающим новейшим стандартам в области надежности, экономичности и дизайна.
Показательно, что еще лет 10 назад в женевском автосалоне участвовали местные ритейлеры ведущих марок, так что посетитель мог при желании оформить покупку выбранного автомобиля прямо на салоне и даже получить выставочную скидку. Однако в дальнейшем торговцы были «изгнаны», а салон получил в основном рекламно-выставочный, а не коммерческий характер.
Такая эволюция привела к тому, что в последние годы увеличивался удельный вес впервые выставляемых моделей, прототипов, концепт-каров и опытных образцов. В 2012-м, например, состоялось 150 мировых и европейских премьер различных моделей, что позволило заглянуть в ближайшее будущее мирового автомобилестроения.
Авангардистский характер салона привлекает большое внимание журналистов, для которых он открылся на два дня раньше. В течение этих дней было организовано около 70 пресс-конференций и презентаций, на которых выступили руководители всех представленных на салоне ведущих автомобилестроительных компаний. По предварительным данным, общее число аккредитованных на автосалоне представителей СМИ превысило 10 тыс. А за 11 дней официальной работы салона его посетили свыше 700 тыс. человек, что почти составляет допустимый максимум, и администрации пришлось продлевать часы работы салона.
Сложная конъюнктура рынка
По данным справочника Automobil Revue 2012, мировое производство легковых автомобилей (без учета микроавтобусов и пикапов) составило в прошлом году 62 млн., что на 3% больше, чем в предыдущем году и на 28% превышает уровень кризисного 2009 года. Однако этот рост был весьма неравномерным как по отдельным странам, так и по ведущим фирмам-производителям.
Если в таких странах, как Китай, США, Германия, Южная Корея, Индия, Россия и Аргентина, производство легковых автомобилей существенно возросло, то в Японии, Канаде, Италии, Испании, Польше, Бразилии и Таиланде оно оказалось ниже уровня 2010 года.
В фирменном разрезе развитие шло также весьма неравномерно. Отмечались, в частности, рекордные показатели производства и прибылей у Volkswagen, BMW и Porsche. Впервые за последние несколько лет удалось увеличить производство и закончить год без убытков американскому Chrysler, в то время как Hummer и Saab полностью прекратили производство, потерпев банкротство.
В 2012 году, по оценке Международной организации автомобильной промышленности (OICA), не ожидается существенного повышения деловой активности на мировом рынке легковых автомобилей. В целом рост их производства не превысит 3%, причем в свете неутешительных данных за январь–февраль этот прогноз может быть скорректирован в сторону понижения.
Роскошь вне кризиса
Весьма устойчивым к глобальным экономическим потрясениям оказалось производство автомобилей высшей люксовой категории. Так, один из руководителей Bentley заявил на салоне, что 2011 год был самым успешным за всю историю фирмы и что производство увеличилось по сравнению с 2010 годом почти на 50% – до7350 автомобилей.
Выражением успехов Bentley явилась демонстрация совершенно новой концепт-модели с условным названием Falcon (сокол) и предназначенной для одинаково комфортного передвижения как по современному городу, так и по крайней левой полосе автострады. Верная традиции неожиданных рекламных трюков, фирма пригласила на презентацию экзотически одетого мастера соколиной охоты с живым хищником на руке.
Вполне успешным был 2011 год и для Rolls-Royce, увеличившего производство на 30% до 3528 автомобилей. На салоне этот бренд, с 1998 года принадлежащий BMW, был представлен тремя модификациями уже известной по прежним выставкам модели Phantom с широким использованием легких металлов. Как и другие люксовые бренды, RR не поддался моде на «электрификацию», считая, что богатая клиентура не обращает внимания на экономичность, готова платить повышенные налоги и не хочет иметь в своем автомобиле батареи под высоким напряжением, опасные в случае аварии.
Наша красавица «Маруся»
«Есть ли на автосалоне экспонаты из России?» На этот вопрос наших соотечественников уже несколько лет приходилось давать отрицательный ответ. И вот теперь можно с удовольствием сказать: «Да, советуем посмотреть на «Марусю» – спортивно-дорожный суперкар высшего класса». Конечно, познакомиться с «Марусей» можно и в демонстрационном зале Marussia Motors в центре Москвы на Тверской, но ведь как важно увидеть ее в павильоне рядом с Cadillac и Pagani!
С уверенностью можно сказать, что и в Женеве Marussia B-2 выглядит достойно. По каким-то причинам «Маруся» не попала в каталог швейцарских премьер на автосалоне, но футуристический, брутальный вид корпуса привлекал внимание посетителей и заставлял остановиться хотя бы на несколько минут. Наряду с выдающимися техническими данными восхищение вызывал оригинальный темно-серый цвет экспоната, известный среди специалистов как «матовый титан» и не дающий бликов при фотовспышках. Приятно было узнать, что в гоночном варианте российская команда Marussia F1 Team впервые выступит в состязаниях «Формула-1».
Электроавтомобили в Женеве
Стенд с надписью E-mobile (не путать с ё-мобилем Михаила Прохорова, которого пока нет на салоне) организован швейцарской ассоциацией, которая при поддержке государства энергично продвигает электромобили в целях охраны окружающей среды и уменьшения зависимости от импорта углеводородного сырья. Впечатляет растущее число фирм, уже выпускающих или планирующих выпуск экологически более чистых автомобилей, и расширение сети установок для подзарядки батарей. Вместе с тем статистика говорит о том, что, несмотря на интенсивную рекламу и государственные субсидии, электромобили получили пока малое распространение.
Характерен пример Швейцарии – высокоразвитой страны, открытой к инновациям, к новшествам в охране окружающей среды. По официальной статистике, на начало 2012 года здесь было зарегистрировано свыше 5 млн. автомобилей, из них чисто электрических (т.е. без гибридов) всего 1 тысяча. Доля электрических машин в общем числе регистрируемых новых автомобилей практически не растет, а некоторые широко разрекламированные модели не нашли сбыта. Так, в прошлом году в Швейцарии было продано всего 39 электромобилей Nissan Leaf, хотя международное жюри признало эту модель «автомобилем 2011 года».
Согласно прогнозам, даже через 20 лет на электромобили будет приходиться не более 3–4% общего производства легковых автомобилей в мире. При этом электромобили будут использоваться в основном для перевозок товаров и людей на небольшие расстояния в черте крупных городов и курортных зон. А распространению электромобилей в качестве второго в семье средства передвижения будет по-прежнему мешать их сравнительная дороговизна и короткий пробег без подзарядки.
Тем более порадовал энтузиазм, с которым принималась информация о международном пробеге на экологически чистых автомобилях. Такой пробег с успехом прошел летом 2011 года по маршруту Таллин – Монте-Карло протяженностью 3167 км, проложенному по территории 8 стран: Эстонии, Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Швейцарии, Италии и Монако. Он был организован группой эстонских энтузиастов, создавших компанию Electricrace, которая планирует провести летом 2012 года пробег вдвое большей протяженности, который пройдет через 10 стран, в том числе через российские города Выборг, Великий Новгород, Тверь и подмосковное Сколково. Внимание организаторов Electricrace-2012 не столько к коммерческим, сколько к спортивным и туристическим аспектам пробега способствует привлечению симпатий со стороны европейских автолюбителей.
Кроме того
В 2012 году произошли некоторые изменения в составе участников автосалона. Не приехал из Китая BYD Automobile Ltd, демонстрировавший в прошлом году интересную гамму легковых автомобилей, в том числе электрических. В результате Китай, являющийся крупнейшим производителем автомобилей в мире, был представлен на салоне лишь через фирму Volvo, приобретенную в 2010 году китайским концерном Geely.
Удивила Honda. Вместо традиционного рулевого колеса Honda разработала опытный образец нового устройства по типу авиационного штурвала с двумя ручками. Как показали испытания, штурвал лучше передает усилия, снижает утомляемость водителя и обеспечивает лучший обзор дороги и приборной панели.
Большой интерес вызвала программа «Здоровье и хорошее самочувствие», предложенная фирмой Honda. Кондиционеры нового поколения генерируют отрицательные ионы, которые даже при дальних поездках позволяют избежать сухости кожи и глаз, а также способствуют ликвидации бактерий и аллергенов.
Еще дальше пошла оздоровительная программа фирмы Renault, предусматривающая распространение через кондиционер не только отрицательных ионов, но и тонизирующих, освежающих и антистрессовых ароматов.
В связи с очередным успехом Женевского автосалона его администрация намерена продолжить расширение выставочных площадей. В частности, уже к салону 2013 года должны быть введены в действие два новых павильона.