В ближайшее воскресенье, 18 марта, открывается новый сезон в Королевских автогонках. На старт в Австралии выйдут двадцать четыре пилота из двенадцати команд «Формулы-1». Среди них – команда с российской лицензией Marussia F1 Team, и команда Caterham F1 Team, где в этом сезоне выступает наш Виталий Петров. Но помимо «Формулы-1» начинают покидать боксы и выезжать на трассы болиды множества других серий по всему миру, в том числе и в России. О тенденциях в нашем автоспорте, о гонщиках, автомобилях и самой «Формуле-1» шеф-редактор НГ-Oline Роман СМИРНОВ побеседовал с телевизионным ведущим и спортивным комментатором Алексеем ПОПОВЫМ.
- Алексей, прошлый год можно назвать годом возрождения российского автоспорта. Яркий чемпионат по автомобильным кольцевым гонкам (RTCC), начало строительства не менее десятка автодромом по всей стране, автоспортивные конференции и шоу, собравшие десятки тысяч зрителей. Как, по-вашему, с чем связан такой взрыв активности?
- Я бы сказал, что накопилось и прорвало. Что касается трасс, то я о большинстве наслышан, а в Казани был лично как раз на гонке RTCC. Потрясающее впечатление! Честно говоря, не ожидал. Я увидел, что есть большой прогресс по сравнению с тем, что было раньше на автодроме в Мячково. Раньше когда-то еще был Питер, ныне снесенный и заброшенный. Что касается нового автодрома, что сделали в Шушарах, то пока это не очень вдохновляет. Трасса Moscow Raceway, как раз, наоборот, я слышал, что это будет мега-проект. То, что там уже будет в этом году этап Чемпионата мира World Superbike, и Мировая Серия Рено (World Series by Renault, WSR), в которой выступают четверо россиян, - уже огромное достижение. Плюс к этому в дни проведения гонок RTCC поедет, как планируется, «Формула Россия» - особая гоночная серия для молодых пилотов. Несмотря на возникающие у них проблемы, организаторы работают, и думаю, что должно все срастись. Так что прогресс есть и хорошо бы, чтобы все развивалось и продолжалось. Вместе с «Формулой Россия» к нам вернется формульный класс, причем правильный моно-класс, который существует во всем мире и предназначен для перехода ребят из картинга в «большие» серии. Это было бы оптимально. Будем надеяться, что развитие будет идти не только сверху, но и снизу.
- «Формула Россия» это, как я понимаю, уже далеко не карт, но еще и не совсем «взрослая» серия. Какие там будут автомобили? Каков регламент?
Это – моносреия. Закупаются машины одного производителя «Tatus», который строит шасси, с небольшим турбомотором. По динамике этот автомобиль – маленькая «Формула-1», но это - взрослая машина и на взрослой трассе! И смысл в том, что это серия без команд. Пилот приходит со своими спонсорами, которые платят за его выступление. Причем в данной ситуации, насколько я понимаю, изначальная идея была в том, чтобы один регион нашей страны выставлял по одной-две машины, которые будут раскрашены в цвета региона, что представляет пилот. Это позволило бы производить более справедливый отбор гонщиков внутри регионов. Для областных бюджетов стоимость участия очень незначительна. Речь идет примерно о 4 млн. руб. за сезон на пилота. Для родителей ребят сложно найти такие деньги. Но, может быть, к сожалению, совсем необеспеченные дети все же не смогут выйти на этот уровень, потому что перед «Формулой Россия» надо пройти картинг, где сезон стоит столько же. А здесь областная администрация может вполне себе поставить в заслугу, что вот, мы спонсируем мальчишек, занимающихся гонками. Насколько это удастся все реализовать, пока сказать сложно. Но если дело пойдет, то многие парни смогут получить путевку не только в формульные гонки, но и в кузовные серии. В этом году будет пробный сезон.
- Алексей, в этом году «Формула-1» возвращается в США. Это будет совершенно новая трасса в Остине. Ситуация по ряду параметров похожа на российскую в части организации не самых популярных соревнований. В США есть свои серии, имеющие миллионы болельщиков. Что ждет «Формулу-1» в Техасе?
Остин – изначально хороший проект. Надо понимать, что в Америке всего полно, как в Москве. Но разница в том, что они любят заботиться о болельщиках. В том же хоккее у нас могут быть абсолютно пустые трибуны, а там очень высокая плотность спортивных событий и команды умеют работать с болельщиками. Если говорить конкретно об автоспорте, то берем NASCAR - 36 этапов, 30 трасс. Но в Остине гонок нет. Когда «Формула-1» пришла в Индианаполис, она там была чужой. Всегда. Сам город не ассоциируется с «Формулой-1». В Остине - рынок с нуля, плюс Остин – сердце Техаса, густонаселенная территория, к тому же близко граница с Латинской Америкой, где в отсутствии этапа в Мексике, есть своя команда болельщиков. Техас – американский колорит, который можно продать. Гран-При Абу-Даби, например, это арабская сказка, и сделан он в соответствии с этим. Люди пиарят и продают себя, в том числе, и с туристической точки зрения. Раньше все знали Дубай, но мало кто знал Абу-Даби, при том, что он в десять раз богаче и является столицей ОАЭ. И за счет одного Гран-При люди смогли сделать Абу-Даби более известным. С одной стороны, они вложили много, а с другой – по их доходам – не очень. Это тот самый баланс, который мы имеем в Сочи. Вот говорят, сколько мы будем тратить на Гран-При России. Смотрите: олимпиада, гонки. Все это можно продать. Кто знал раньше, что за место такое Сочи? Вложения в этом случае минимальны по сравнению с тем, что тратится в других местах и не приносит такой отдачи. Именно поэтому, Америка – это Техас, кактусы, ковбои. Я думаю, что если они найдут деньги, чтобы достроить, то это будет интересная гонка. У них есть опыт работы с болельщиками и организации мероприятий для них, то, что не всегда есть в «Формуле-1». Надо понимать, что Королевские гонки оторвались от своей фан-базы: не каждый может заплатить за билет по 1000 евро или жить на яхте в Монако. А все сделано так, (поверьте, я вижу это изнутри), что с людьми, которые платят бешеные деньги, обращаются как со скотами. Они стоят в очереди в биотуалеты, часто в грязи на паркинге, сидят на каких-то пластиковых стульях. Это те, кто заплатил по 500-600 евро за билеты.
- То есть, нам в продвижении гонок в массы надо брать пример с Америки?
Да, у них с этим вообще идеально. Вот у нас на канале начали показывать NHL. Трехсотый подряд аншлаг на стадионе в Ванкувере! Там 20 тыс. человек. Понимаете, продвижение и привлечение людей на гонки – это комплексный момент. Я должен сказать, что за исключением «Формулы-1» в Европе, например, я бы не сказал, что организаторам как-то удается сильно привлекать зрителей. А вот в Америке другое дело. NASCAR. В этом году прошла «Дайтона-500». Гонку перенесли из-за непогоды, и из 180 тыс. зрителей только 40 вернули билеты. 140 тыс. человек в понедельник вечером смотрели гонку! Болельщик платит верностью. Телерейтинг показал, что 35 млн. телезрителей смотрели эти шестичасовые соревнования далеко не в прайм-тайм. У нас, я считаю, главное – информировать, что событие будет. При всей шикарности казанского автодрома, я в городе не видел ни одной афиши. Казань – спортивный, динамично развивающийся город. Автодром построен на «историческом» месте, где издавна проводился автокросс, в котором участвовал нынешний глава Татарстана. В прошлом году он ехал в RTCC, а, будучи премьер-министром, участвовал в автокроссе. Что касается организации на трассе, то постепенно мало-помалу все можно сделать – зоны активности для болельщиков, и так далее.
- По моим данным, совместно с Чемпионатом России по АКГ планируется «Формула России», плюс там будут еще МитДжеты┘
- Да, это хорошо для зрителей, это интересно, когда представлены у нас сразу несколько классов. А МитДжеты это как раз те автомобильчики, которые могут вызвать у публики дополнительный интерес, если говорить о шоу. Вообще с точки зрения организации RTCC в прошлом году здорово продвинулась вперед. Но вот о чем я хочу сказать. Сейчас, для начала, надо просто проинформировать болельщиков, широко анонсировать соревнования. Особенно это актуально для соревнований на трассе Moscow Raceway. Также важно то, как люди будут добираться до автодрома. Если в Казани сел на маршрутку и доехал, то тут почти 80 км. от города. С автомобилями, я боюсь, что будут пробки, а электричка, насколько я понимаю, там не рядом. Эту проблему хорошо бы продумать заранее, схему разработать. Нужно учесть, что люди захотят массово поболеть за своих. Может не в супер-байке, но Мировая Серия Рено – первое серьезное соревнование в нашей истории. Это будет определенный прорыв.
- Вы бы, если будет время в календаре, посетили этап Чемпионата по АКГ?
- Конечно, это очень интересно. Например, в Казань на гонки я бы конечно приехал еще раз.
- Алексей, давайте теперь поговорим о гоночных командах. Есть ли шанс у наших «конюшен» превратиться из, так сказать, клубов по интересам в настоящие команды?
- То, что я видел в RTCC в прошлом году - достаточно профессиональные команды. Каждая ставит вполне определенную задачу: и «ТНК», и «Башнефть», и «Оренбург» и другие. То есть, в наличии - достаточно компактные команды, нацеленные на конкретную задачу. Что касается «Лукойл Рэйсинг», то они были в подвешенном состоянии, во втором дивизионе, так сказать, в классе 1600 одни на такой технике и без соперников, но это ни сколько не умаляет их достоинств: они достаточно интересно боролись между собой. В любом случае здесь мы не говорим о каких-то командах, которые пытаются куда-то выйти, за исключением единичных случаев. Тот же «Лукойл», например, Сергей Афанасьев ведет по разным сериям, и хорошо бы, чтобы это не прервалось, чтобы было какое-то развитие у пилотов. Сейчас интересную вещь сделали в команде RFR (раньше в Мировой Серии Рено это была команда KMP). [фрагмент переписан для печатной версии]Там решили по большому счету сделать то, что сделала Marussia и Virgin. У них английская база, а у этих – французская. Если у «Маруси» проект действительно глобальный (все-таки команда «Формулы-1», надо все делать самим с нуля, и много проблем у них сейчас), то в RFR все-таки чуть проще. Они идут последовательно. Построили все на базе французской команды. Бруно Бессон, бывший пилот и очень грамотный руководитель, создал команду, нашел в себе силы сейчас ее полностью обновить. У них - два пилота-россиянина.
- Тогда, сразу вопрос про пилотов. Живой, общительный, харизматичный гонщик делает всю команду узнаваемой, тащит пиар-рейтинг и свой, и команды, и вида сорта вверх. У большинства наших пилотов с этим проблемы. Как вы думаете, в каком направлении двигаться, чтобы у нас появились свои «култхарды», «барикелло», «баттоны», «шумахеры» по уровню популярности?
- Дело не только в пилотах, а в спортсменах наших вообще. Я веду «Неделю спорта» и много общаюсь с нашими спортсменами. Пробить стену скованности, излишней стеснительности, неуверенности (казалось бы!) очень сложно. И вот только недавно стали появляться спортсмены нового поколения, например, Иван Скобрев (коньки), в хоккее – Евгений Кузнецов, о нем сейчас все говорят. Ребята уже начинают понимать, что да – спорт не шоу, но если не продавать его (в хорошем смысле этого слова) болельщикам, если не продавать его телевидению, спонсорам, если не помогать этому шоу, то интерес к данному виду спорта не будет расти. Вот в NASCAR, например, 57-летние дедушки, которые там продолжают выступать, пользуются «Твиттером». Они раскручивают свой вид спорта как могут. С этой точки зрения «Формула-1» гораздо, кстати, звездней и пренебрежительней. К сожалению. То же самое и наши молодые пилоты. Они появляются, например, Даниил Квят, Сергей Сироткин. Выходит новое поколение, за ними – будущее, они уже иначе мыслят. Но и тех, кто уже прорвался в мировые гонки, не стоит сбрасывать со счетов. В этом году Михаилу Алешину дали второй шанс, а Антон Небылицкий продолжает оставаться в команде RFR. Алешин возвращается в Мировую Серию, если учесть, что в прошлом сезоне он по частям в пяти чемпионатах поучаствовал без бюджета. В этом году ни в «Формулу-1», ни в GP2 ему попасть не удалось на постоянной основе, что очень больно и жалко. Но в 2012-м Мировая Серия Рено окажется по составу вообще сильнее GP2, как ни странно. Этап этого мирового первенства, где едут четверо россиян, и который приедет в Россию – это большой прорыв. А машины там очень мощные и красивые, приближенные к «Формуле-1», но без безобразного «носа».
- Кстати о «носах». Тема носовых обтекателей на болидах «Формулы-1» 2012 года стала предметом активного обсуждения и критики. Как получилось, что все команды, кроме McLaren и Marussia F1, создали болиды с таким странным внешним видом?
- Я считаю, что это осечка FIA, потому что такие вещи можно было предвидеть. Нос они понизили в целях безопасности, но они не учли одной вещи: современная аэродинамика, моду на которую запустил Red Bull Racing, «благоволит» машинам, где пространство впереди максимально открыто. И можно было предположить, что конструкторы команд не будут плавно опускать нос. А у McLaren и не было высокого носа, тогда как остальные потянулись за «Ред Буллом». И у «Маруси» носик вполне приличный потому, что конструкторы Marussia F1 работают совместно с инженерами из McLaren. Но достройки и решения в соответствии с регламентом, что есть в «Формуле-1», очень интересны, и можно об этом говорить. Но тут еще другое. Машины должны все-таки заставлять мальчишек мечтать. Особенно, когда я вижу новый болид Indy Car, пусть немного футуристичный сзади, но выглядит он как гоночная машина. «Формула-1» сейчас, к сожалению, не столь красива. Однако люди привыкают ко всему. Вспомните, как два года назад «Формула-1» перешла на узкие задние крылья и разлапистые передние. Сказали тогда: «Это просто ужас!». А по прошествии пяти гонок уже на это никто внимания не обращал.
- Алексей, и заключительный вопрос - про обозримое будущее «Формулы-1». Не считаете ли вы, что критические изменения в регламенте могут завести Королевские гонки в кризис?
- Необходимость в глобальных изменениях «Формулы-1» создана искусственно и имеет политическую подоплеку. Вот, все эти зеленые технологии, и так далее. Два года осталось до смены моторов. Общественное мнение в Европе очень сильно давит на организаторов гонок. В некоторых странах такой диктат, что машину уже по статусу приравняли к педофилам. Никаких серьезных аргументов они не принимают. Кто-то пытался посчитать, что за весь сезон машина «Формулы-1» выбрасывает столько же, сколько машина сопровождения на велогонке Тур-де-Франс. Сам велосипед экологичен, но вот машины, которые за ними едут на первой-второй передаче выбрасывают массу вредных веществ. То есть выбросы в «Формуле-1» просто смешные по количеству. Гоночный автомобиль для этих людей – он «очень много» потребляет, он «очень громко» едет! Поймите, я тоже хочу, чтобы мои дети росли на зеленой планете, но я против фанатиков в любом их проявлении, которые не думают своей головой, а лишь подхватывают лозунги. Проблема экологии в Европе переросла все мыслимые рамки. И все это понимают. Я общался с Аленом Простом по этой теме, так вот он говорит, что под автоспорт во Франции вообще невозможно что-то выбить, потому что все идеи сразу наталкиваются на вилы общественного мнения. А общественное мнение не понимает, что если во Франции взять «Рено», «Пежо» и «Ситроен» плюс производителей комплектующих – это первый сектор по трудоустройству людей, которые из-за подобной политики могут оказаться на улице, пополнив и так немаленькую армию безработных. Так что вот эта борьба с ветряными мельницами, она, к сожалению, не всегда позитивна. FIA сейчас политкорректно в «Формуле-1» снижает объемы двигателей и вводит «зеленые» технологии из которых KERS - самая сейчас используемая и известная. Я думаю, это - не смертельно. Главное, чтобы звучало по прежнему, хотя с турбо двигатель звучит уже иначе.
Уже завтра состоится квалификация «Формулы-1» на трассе в Мельбурне. А послезавтра – первая гонка «носатых» болидов с пока что «правильным» ревом двигателей в прямом эфире с комментариями Алексея Попова.