"Полулежащая фигура. Фестиваль" Генри Мура в итоге ушла за 19 миллионов фунтов.
Фото предоставлено пресс-службой Christie's
В Лондоне прошли торги импрессионистов и модернистов Sotheby's и Christie's, первые крупные торги этого года. Ведущие аукционные дома провели вечерние аукционы, на которые выставили избранные вещи. Полученные результаты говорят о том, что спрос на редкие произведения по-прежнему высок, а раздел импрессионистов и модернистов остается стабильным сектором арт-рынка.
Первым свои вечерние торги провел аукционный дом Christie's. За два раздельных аукциона (отдельно были вынесены произведения сюрреализма) ему удалось продать 86% лотов на общую сумму 135 млн. фунтов (предварительно торги оценивались в сумму от 86 до 127 млн. фунтов). При этом 28 лотов были проданы дороже 1 млн. фунтов, цена на шесть лотов превысила 5 млн. фунтов, а за три лота покупатели были готовы заплатить более 10 млн. фунтов.
В числе последних безусловный лидер торгов – скульптура Генри Мура «Полулежащая фигура. Фестиваль». При эстимейте 3,5–5,5 млн. фунтов эта 2,5-метровая бронзовая дама была куплена по телефону покупателем, пожелавшим остаться неназванным, за 19 млн. фунтов. Скульптура не просто стала самым дорогим лотом торгов, но и установила ценовой рекорд на произведения Мура. Сама же работа был задумана в 1951 году – заказ на ее создание был получен Муром от Совета по искусствам Великобритании вскоре после того, как он стал призером Венецианской биеннале. Теперь, похоже, Мур становится призером рынка, уступая по цене только двум более мощным «игрокам» – Альберто Джакометти и Константину Бранкузи. В десятку самых дорогих лотов этих торгов попала и еще одна даже не скульптура Мура, а рабочая модель – она была продана за более скромные, но все же в два раза превышающие предварительную оценку 5 млн. фунтов. Выгодно обыгрывая это достижение, Christie's уже объявил о проведении в Москве специального мероприятия, посвященного творчеству скульптора и его работам на рынке. Ведь в конце февраля в Московском Кремле откроется выставка работ Генри Мура, правда, на ней многотонные громадины, кажется, увидеть не придется.
Может похвастаться аукционный дом и еще одним ценовым рекордом, установленным на этот раз в разделе сюрреалистов. Ранняя и крайне редкая работа Хоана Миро «Картина-стихотворение» (стихотворение действительно написано на холсте и звучит так: «Тело моей темноволосой женщины, потому что я люблю ее как своего котенка, одетую в салатово-зеленый град, что совершенно неважно») при оценке в 6–9 млн. фунтов ушла к анонимному покупателю за 16,8 млн.
Надо сказать, что на этих вечерних торгах удачно были проданы все заявленные топ-лоты. Ниже эстимейта, но все же было продано полотно Хуана Гриса (10,3 млн. фунтов), а работа Робера Делоне «Эйфелева башня» установила еще один ценовой рекорд (3,7 млн. фунтов). C оценочных 5–7 млн. до итоговых 10 млн. фунтов выросла цена на пейзаж Ван Гога «Вид на приют и часовню в Сен-Реми», происходящую из коллекции Элизабет Тейлор (Christie's завершает продажу ее огромного наследия). Всего на торгах было представлено 38 работ, когда-то принадлежавших кинодиве, три из них (включая помимо Ван Гога произведения Дега и Писсарро) попали на вечерний аукцион. Остальные продавались в рамках дневных торгов, которые принесли 18,2 млн. фунтов. Еще 7,3 млн. добавили к общим результатам этой серии аукционов продажи работ на бумаге.
Результаты прямого конкурента Christie's – аукционного дома Sothеby's – не так впечатляющи, хотя вполне стабильны. На торгах, которые проходили следующим вечером, было продано 76% лотов на сумму 78 млн. фунтов, что вполне соответствовало ожиданиям дома. Но из заявленных топ-лотов многое продать не удалось, например, так не нашла покупателя монументальная композиция «Живопись» 1933 года Хуана Миро (эстимейт 7–10 млн. фунтов). Не был продан на самих торгах и пейзаж Густава Климта «Березы на берегу озера», более 100 лет не появлявшийся на публике и оцененный в 6–8 млн. фунтов, правда его все же купили после торгов за 5,6 млн.
Самым же дорогим лотом торгов стал «Зимний пейзаж в Живерни» Клода Моне, не выставлявшийся публично с 1924 года. Многие годы эта работа находилась в коллекции парижского фармацевта и фабриканта Анри Канонна, которая сформировалась еще в 1920-е годы. При эстимейте 4,5–6,5 млн. фунтов его купили за 8,2 млн. Кроме того, удачно были проданы работы Эрнста Людвига Кирхнера «Роща: Альбертплац в Дрездене» (7,3 млн. фунтов), Жоржа Брака «Оливковая роща» (5 млн. фунтов), Фернана Леже «Девушка с лестницей» (3,9 млн. фунтов).
Была выставлена на торгах Sotheby's и скульптура Генри Мура – «Полулежащая фигура № 2. Трехчастный мост-подпорка», задуманная в 1963 году в шести экземплярах (данная отливка – одна из двух еще оставшихся в частных руках, остальные хранятся в крупных публичных собраниях мира, включая лондонскую галерею Тейт). Скульптура продолжает одну из главных тем в творчестве Генри Мура – интерпретацию полулежащей человеческой фигуры (проданная на Christie's работа исследовала ту же проблему), но уже не вызвала такого же ажиотажа, хотя и выросла в цене с оценочных 1,5–2,5 млн. до 3,3 млн. фунтов.