Екатерина Кондаурова создала неповторимый образ Жар-птицы.
Фото с сайта Кеннеди-центра
Уже десятый год подряд балет Мариинского театра из Санкт-Петербурга приезжает на зимние гастроли в Америку. На этот раз на сцене Кеннеди-центра прославленная труппа показала свои знаменитые спектакли из серии «Русских балетных сезонов», которые раньше американскому зрителю видеть не приходилось.
Минуло уже больше века с тех пор, как Сергей Дягилев привез в Париж свою труппу Ballets Russes. Именно те спектакли, по единодушному мнению и критиков, и зрителей, явились своего рода новой русской революцией в балетном искусстве и неслучайно имели ощеломляющий успех. В те времена ежегодно «Русские балетные сезоны» проходили во французской столице, а сама труппа «Русские балеты» зарекомендовала себя как лучший балетный коллектив во всем мире.
После Парижа танцоров стали приглашать на гастроли ведущие театры не только Европы, но и Северной Америки. И нынешние гастроли в Вашингтоне Мариинского балета во многом стали продолжением тех самых парижских «Русских сезонов». К тому же воссоздание спектаклей дягилевских балетов тесно связано и с самой историей Мариинского театра, ведь тогда труппа состояла в основном из артистов Императорского Мариинского балета.
Поэтому, как справедливо отметил заместитель директора Мариинского театра и его ведущий хореограф и режиссер-постановщик балетов Юрий Фатеев, «наш театр является историческим местом для «Русских балетов», и сейчас они просто вернулись домой».
На этот раз Мариинский привез в американскую столицу три очень разных одноактных балета. Классический балет «Шопениана» известен на Западе под названием «Сильфиды» еще со времен «Русских сезонов». Композитор Александр Глазунов, используя фрагменты из произведений Шопена, написал музыку к этому балету, а саму «Шопениану» по праву называют «романтическими снами». Два других балета стали не менее хрестоматийными – это «Жар-птица» Игоря Стравинского и «Шехеразада» Римского-Корсакова. Все три балета были поставлены Михаилом Фокиным – созданные этим прославленным хореографом спектакли до сих пор не сходят со сцен самых известных в мире театров. Так, в июле прошлого года Мариинский театр показывал свою ретроспективу фокинских балетов на сцене Ковент-Гарден в Лондоне, да и американским зрителям имя Михаила Фокина хорошо известно, поскольку последние годы он жил и работал в США.
"Жар-птица" – один из самых известных балетов Михаила Фокина. |
Гастроли прошли с большим успехом. Критика отмечала, что балетный коллектив из Санкт-Петербурга сумел справиться с весьма непростой задачей воссоздания спектаклей «Русских балетов». Хотя, по мнению ведущего балетного критика Washington Post Сары Кауфман, «Русские балеты» в исполнении артистов Мариинки все же имели куда больше собственных новаторских черт и подходов, нежели просто воспроизведение прежних дягилевских спектаклей. Как всегда, пристальное внимание американские критики уделили ведущим артистам Мариинского балета. Среди танцоров особой похвалы удостоились Игорь Колб (роль поэта в «Шопениане»), Сослан Кулиев (Кощей в «Жар-птице») и Даниил Корсунцев (раб Зобейде в «Шехеразаде»). Среди балерин положительные отзывы американской критики получили Ксения Острейковская за свой изящный танец в прелюдии «Шопенианы», Екатерина Кондаурова, создавшая неповторимый и яркий образ Жар-птицы, и любимица американской публики блистательная Ульяна Лопаткина, танцевавшая на этот раз роль Забейде в «Шехеразаде».
Дарья Павленко в "Шопениане". Фото с сайта Кеннеди-центра |
Одной из тем, бурно обсуждавшейся как в американской прессе, так и зрителями во время вашингтонских гастролей театра, стала информация о том, что Мариинка пригласила американскую балерину Кенан Кампа выступать на своей сцене в Санкт- Петербурге. Выпускница Академии русского балета имени Вагановой, 22-летняя Кампа входит в число 25 лучших балерин 2012 года и в настоящее время работает в Бостонской балетной труппе. Среди американцев нет единого мнения о том, стоит ли Кенан уходить из Бостонского балета ради карьеры в Мариинском театре. Некоторые критики-патриоты говорят даже о своего рода предательстве по отношению к своей стране. Но большинство американцев все-таки считают (и так, кстати, думает и сама балерина), что это приглашение Мариинки – уникальная возможность для ее творческого роста, и выступают за культурный обмен между двумя странами.