Январские выставки дают новый импульс всему ходу часовой торговли начавшегося года.
Фото Reuters
Январь – особое время в Женеве. Чтобы задать тон на весь год, в часовой столице организуется сразу несколько салонов и выставок. Все они рассчитаны не на широкую публику, изрядно потратившуюся перед Рождеством, а на местных профессионалов и приезжих торговцев часами. Таких знатоков, включая представителей прессы, набирается порядка 15 тыс.
Гигантский турбийон и парижский шик
Первой открылась 14 января Всемирная презентация высокого часового искусства (WPHH) в женевском пригороде Женто. Ее ежегодно проводит часовая группа Frank Muller Watchland SA. Центральное место в экспозиции этого года занимали различные варианты модели Гига-турбийон, для демонстрации которых был выделен специальный зал в 120 кв. м. Эта модель, выставлявшаяся в единственном экземпляре еще в прошлом году, имеет турбийон диаметром 20 мм, что является мировым рекордом для наручных часов. Показательно, что рекорд самого маленького турбийона для дамских часов также принадлежит фирме Frank Muller.
Торжественно прошло на салоне подписание соглашения о сотрудничестве и совместном бренде (кобрендинг) между Frank Muller и итальянским модельером Roberto Cavalli. Предусматривается, что первые часы нового оригинального дизайна под маркой Roberto Cavalli by Frank Muller поступят в фирменные магазины уже осенью текущего года.
В группу Frank Muller входят и другие, менее известные фирмы. Среди их работ можно отметить удивительно женственные дамские часы парижской фирмы Barthelay, имеющей давние традиции в ювелирном бизнесе. После присоединения к группе в 2005 году фирма смогла воспользоваться техническим опытом и глобальной сбытовой сетью партнеров, вместе с тем сохранив утонченную парижскую эстетику. Это обеспечило растущий спрос на ее изделия в странах Азии и Ближнего Востока, а также в США и некоторых европейских странах.
Новая серия дамских часов от Barthelay, получившая название «Шестое чувство», характеризуется вытянутой формой и особенно сильным изгибом корпуса по руке. Такой изгиб, использовавшийся на уже зарекомендовавших себя моделях Purple Dream и Lulu, особенно ценится в странах Азии, где преобладают женщины с узким запястьем. «Парижский шик в чистом виде» – так назвал экспозицию Barthelay один из женевских журналистов.
Ювелирные часы против торговли людьми
Еще одним хитом на салоне явилась экспозиция лондонской фирмы Backes & Strauss. Эта фирма с 1789 года занималась бриллиантами и ювелирными изделиями и лишь в 2007 году, войдя в группу Frank Muller, взялась за изготовление люксовых часов высшей категории.
Почти все модели Backes & Strauss имеют корпус из белого или розового золота и механизм c автоматическим подзаводом и обильно украшены бриллиантами, некоторые показывают дату и фазу луны. Примерно половина моделей показывает дату, а две модели – дату и фазы луны. Ряд моделей выпускается в строго ограниченном количестве, в том числе большинство моделей серии Royal Collection – всего в пяти экземплярах.
Популярности гламурных изделий фирмы должна способствовать торжественная презентация новой уникальной модели Victoria Blue Heart. Эти удивительные по красоте миниатюрные часы обрамлены венком из 12 переплетающихся сердец, 11 из которых покрыты белыми бриллиантами, а одно – голубыми сапфирами. Часть выручки от их реализации будет поступать в специальный фонд поддержки жертв торговли людьми.
Этот фонд, созданный в 2010 году по инициативе ООН и управляемый UNDOC, выбрал в качестве международного символа поддержки жертв современной работорговли именно голубое сердце.
Независимые развивают успех
Вслед за WPHH 15 января открылась самая молодая швейцарская выставка часов – Geneva Time Exhibition (GTE-2012). Эта выставка, впервые состоявшаяся в 2010 году, привлекает прежде всего так называемые независимые часовые фирмы, то есть не входящие в большие объединения типа Swatch, LVMH, Richemont или Frank Muller Watchland.
Для GTE-2012 был характерен особенно разнообразный состав участников – от таких солидных производителей сложнейших часовых механизмов, как Frederique Constant, Milus, Quinting, Pierre Thomas, до совсем мелких и пока еще мало известных фирм, которые, однако, зачастую демонстрируют самые смелые технические и дизайнерские решения.
Достаточно широко были представлены и иностранные часовые фирмы, например, такие известные, как Ateliers de Monaco, Pequignet (Франция), RGM (США), Zannetti (Италия). Большой интерес вызвал стенд мирового лидера в производстве престижных музыкальных шкатулок – фирмы Reuge из швейцарского городка Сент-Круа, а также стенд женевского «часовщика-скульптора» Jean Kazes, демонстрировавшего стенные и настольные часы стиля ультрамодерн.
Недосягаемый Cartier
Самый главный и известный женевский Международный салон высокого часового искусства (SIHH) открылся 16 января. Салон остался верен своим традициям и не претерпел никаких существенных изменений – те же выставочные площади в Palexpo, тот же крайне ограниченный доступ даже для профессионалов, те же бесплатные ресторанные деликатесы и шампанское и те же участники из группы Richemont, правда, за одним исключением – не приехал лондонский Dunhill.
Но зато среди 16 остальных экспонентов по-прежнему ярко сияют Baume & Mercier, Jaeger-LeCoultre, Lange, Montblanc, Piaget, Richard Mille, Roger Dubuis, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels и, конечно, Cartier, как никто другой занимающий сразу два павильона.
Легендарные ювелирные традиции и солидная финансовая база помогли Cartier успешнее других использовать тенденцию к сближению и даже слиянию высокого часового и высокого ювелирного искусства. Неудивительно, что на SIHH-2012 у Cartier особенно привлекала внимание коллекция High Jewellery Watches. На одной из ее моделей, названной «Прогулка пантеры», изящное животное, инкрустированное бриллиантами, действительно прогуливается кругами на фоне черного циферблата, не мешая стрелкам показывать часы и минуты. При этом яркий блеск белых бриллиантов и грациозность движения зверя у русских зрителей вызывают ассоциацию с белым леопардом – одним из талисманов зимней Олимпиады-2014 в Сочи.
В этой же коллекции запоминаются миниатюрные дамские «секретные» часы. Они на самом деле едва заметны в окружении многочисленных бриллиантов и на широком браслете из восьми нитей светло-синих сапфиров, а при желании могут быть совсем закрыты оригинально укрепленной крышечкой.
В коллекции Artistic Crafts упор был сделан на разнообразие материалов и способов, используемых для оформления циферблатов (мозаика из цветных камней, различные эмали, гравировка по перламутру и даже специальная соломка). Хитом этой коллекции стала модель «Ротонда» с эмалевым изображением головы красавца-тигра, выполненным в неожиданных синих тонах и с буквально гипнотизирующими глазами неописуемого цвета.
На Международном салоне высокого часового искусства особенно привлекала внимание коллекция Cartier. Фото Reuters |
Наконец, сюрпризом для многих явился выход Cartier на рынок карманных часов. В качестве премьеры был выбран крупный скелетон особой сложности. Прилагающаяся к часам специальная рамка из ценных пород дерева позволяет подвешивать их и таким образом использовать в качестве настольных часов, очень подходящих для современно оформленных престижных офисов. «Картье в офисе – это ведь сверхкруто» – так прореагировал на новинку один оптовик из Казахстана.
Активные одиночки
Наряду с основной тройкой салонов – SIHH, GTE и WPHH – проходят также монобрендовые выставки часов, организуемые в одиночку разными фирмами. Ярким примером может служить выставка фирмы Zenith, давно входящей в швейцарскую высшую и переживающей вторую молодость после присоединения к группе LVMH.
Zenith устроил свою выставку в отеле Kempinski, поставив в центр экспозиции модернизированные версии часов из легендарной серии El Primero. Начало этой серии было положено 40 лет назад, а совсем недавно серия увенчалась выпуском памятной модели El Primero Chronomaster 1969, обеспечивающей точность до одной десятой секунды.
В завершение выставки Zenith организовал большой фольклорный праздник рядом со своим бутиком на престижной улице Роны. На этом празднике, как и на всех мероприятиях в рамках женевской «сумасшедшей» часовой недели, господствовали удовлетворенность итогами 2011 года и уверенность в сохранении спроса на часы и в 2012 году. Насколько обоснован такой оптимизм в условиях продолжающихся неурядиц в экономике, должен показать крупнейший в мире смотр часов и ювелирных изделий Baselworld, который состоится на берегах Рейна в марте нынешнего года.