Такие костюмы для Леди Гага делает победитель Dutch Design Award Барт Хесс.
Фото с сайта Барта Хесса
Кроме тюльпанов, селедки, «Аякса», красных фонарей и легализованной марихуаны в Нидерландах есть еще очень прогрессивный и интеллектуальный дизайн. И все самое лучшее в этой области собрано сейчас на Dutch Design Week в Эйндховене, которая продлится до воскресенья 30 октября. О том, какое значение Неделе придают правительство, государственные инстанции и городские власти, говорит, например, тот факт, что на открытие приезжала принцесса Максима, будущая королева Нидерландов. Не говоря уже о 150 тыс. простых посетителей со всего мира.
Что же привело их всех в этот небольшой, нестоличный и на первый взгляд непримечательный городок? Объяснение может быть только одно: голландский дизайн настолько креативен, необычен и при этом настолько близок мироощущению рядовых европейских граждан, что за ним хочется ехать даже в сторону от больших дорог и международных аэропортов. Тем более что Эйндховен – не какая-то там глубинка, а вполне себе центр цивилизации: именно там в конце ХIХ века новатор и талантливый предприниматель Антон Филипс основал компанию Philips. Там же находится одно из самых авторитетных специализированных учебных заведений Европы – Академия дизайна Эйндховена, а в местном Музее ван Аббе хранится коллекция работ Эля Лисицкого, самая большая за пределами России. Даже эти три обстоятельства уже характеризуют город как центр технических инноваций, просвещения и культуры – и вопрос «почему здесь» отпадает сам собой.
Даже после беглого просмотра программы становится ясно, что Голландская неделя дизайна – целиком про местный голландский дизайн.
Туда не привозят звезд-гастролеров, как, например, это пытается делать Московская неделя дизайна. Там делают звезд из своих, домашних, помогая им выйти на общенациональный уровень и получить международное признание. И это особенно ценно. Например, в стенах Академии дизайна Эйндховена, откуда вышли все известные голландские дизайнеры – Мартин Бас, Юрген Бей, Нинке Тинангел и Йоб Сметс из Job Studio, – в дни Недели выставляют свои работы будущие знаменитости – там проходит выставка 173 выпускных работ. Среди них и сложные сенсорные устройства, докладывающие людям о «внутренних переживаниях» растений (проект Dig into Nature Михеля Мартенса), и простые штуки вроде ажурного дерева для сушки белья (Laundry Tree Марлос ванн ден Энгел) или деревянных парт, сделанных из ящиков для сбора яблок (проект Pure Nature Арди ванн Боммель).
![]() Проект Mine Kafon от афганского дизайнера Массуда Хассани. Фото с сайта Массуда Хассани |
Вторая важная особенность Недели: там старшие активно поддерживают младших, и на одних выставочных площадках встречаются мастера и молодежь. Например, работы начинающих и опытных были показаны вместе в павильоне Dutch Design Award. Он даже назывался Green house – «Теплица», – поскольку предназначался в основном для выращивания больших звезд из маленькой «рассады». Мэтрам типа Марселя Вандерса там никаких наград не досталось, зато Барт Хесс, создающий невероятные ткани, украшения и невиданные наряды (в том числе для Леди Гага) был назван там лучшим молодым дизайнером Нидерландов 2011 года.
Другой характерный пример – студия дизайнера Пита Хайн Эка, который делает мебель из старых деревяшек, труб, остатков промышленных производств и т.п. Там на площади в 11 тыс. кв. м сосредоточены и дизайн-бюро, и производственные помещения и складские, и выставочное пространство, а также магазин, ресторан и несколько студий, которые сдаются в аренду вчерашним выпускникам академии и бывшим стажерам Хайн Эка. Эти студии в длинном дворе бывших фабричных зданий и выставка молодых дизайнеров в бывшей столовой фабрики на втором этаже – своего рода питомник и рассадник новых идей, молодых талантов и непривычной для нас философии бытовой скромности, которую исповедует сам Хайн Эк. Поэтому его ученики и последователи добавляют к его сколоченным будто бы из отходов столам и стульям подобные же стулья, табуретки, шкафчики, вешалки и абажуры, сделанные из вторично перерабатываемого пластика или собранные из отдельных деталей, оставшихся от устаревших и закрывшихся производств.
![]() В обширной студии Пита Хайн Эка умещаются и дизайн-бюро, и склад, и выставочные залы, и магазин, и даже ресторан. Фото с сайта бюро Пита Хайн Эка |
Также местом встречи молодежи и «стариков» стала выставка Spring в местном «Дизайн-Хаузе». Для нее 15 самых известных дизайнеров страны выбрали 15 начинающих и объяснили свой выбор, а также назвали тех, кто был наставником и авторитетом для них самих. Получилась такая выставка поколений, очень показательная. Например, Мартин Бас, чью обожженную мебель и инсталляции с 24-часовым видео, отсчитывающим время, москвичи видели в прошлом году на Московской неделе дизайна, в качестве своего «крестного отца» назвал нью-йоркского галериста Мюррея Мосса, а сам пригласил к участию в выставке вчерашнего выпускника Академии дизайна Массуда Хассани. Хассани родом из Афганистана, и его дипломная работа Mine Kafon – это огромный шар-сороконожка, выглядящий как игрушка, но на самом деле оказавшийся детонатором мин. «Для меня дизайн хорош, если он решает проблемы принципиально иным способом, чем мы привыкли», – говорит молодой дизайнер, и это в полной мере относится к большинству вещей, представленных на Неделе дизайна в Эйндховене.