Модель "Голуби" от Vacheron Constantin с символом любви и надежды.
Фото из каталога торгов
В конце сентября в Монако собираются богатейшие люди планеты. В это время в княжестве проводятся традиционное шоу суперяхт (Monaco Yacht Show) и благотворительный аукцион «Уникальные часы» (Only Watch), оба – под патронажем принца Альбера.
Почетная миссия организации и проведения аукциона «Уникальные часы» была поручена женевской фирме Antiquorum. Выручка передается монакской Ассоциации по борьбе с мышечной дистрофией Дюшена, редкой болезнью, от которой страдают в основном дети.
Как следует из названия, предоставляемые часы должны быть действительно уникальными, то есть произведенными строго в одном-единственном экземпляре, что гарантируется специальными сертификатами и вызывает большой интерес коллекционеров. К особым условиям благотворительного аукциона относится и отсутствие резервной цены, ниже которой часы не могут быть проданы. Кроме того, с покупателя не взимается комиссионный сбор, составляющий обычно 10–15%.
Аукциону в Монако обычно предшествует рекламное турне подлежащих продаже моделей. В этом году предаукционные показы были организованы в Бангкоке, Сингапуре, Гонконге, Шанхае, Пекине, Токио, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Милане и Женеве. Особая перспективность восточного рынка, по-видимому, побудила сразу несколько фирм украсить свои изделия гравюрными изображениями драконов, птиц и даже медвежонка панды. Всего в благотворительном аукционе 2011 года участвовали 40 известных часовых брендов, в основном из Швейцарии.
Переполненный аукционный зал, высокая активность покупателей из Японии, Китая, США, Швейцарии и России, в том числе по телефону и онлайн, позволили организаторам говорить о явном успехе благотворительного мероприятия. Несмотря на сохраняющиеся трудности в мировой экономике, был достигнут рекордный уровень аукционных продаж, составивших 4,6 млн. евро.
Хитом номер один аукциона стали часы фирмы Patek Philippe, проданные за 1,4 млн. евро, что в три с лишним раза выше предварительной оценки. Это была довольно строгая по внешнему виду модель с ручным заводом, турбийоном и боем, с корпусом из полированной нержавеющей стали диаметром 33,3 мм, с черным эмалевым циферблатом с арабскими цифрами из белого золота, с двумя взаимозаменяемыми задними стенками корпуса – прозрачной сапфировой и стальной. Следует отметить, что и на предыдущем аукционе «Уникальные часы-2009» наивысшая цена была получена за часы этой фирмы.
На втором месте оказались часы в стиле хай-тек, предоставленные фирмой Richard Mille и реализованные за 510 тыс. евро. Вес этих часов без ремешка не превышает 13 граммов, что делает их самыми легкими механическими часами в мире. Рекордная легкость достигнута благодаря использованию самых современных композитных материалов, титана и запатентованного сплава литал, содержащего литий, алюминий, медь, магний и цирконий. Именно эти часы были на руке Рафаэля Надаля во время его победных выступлений на теннисном турнире Монте-Карло-2011, что засвидетельствовано в отдельном сертификате.
Еще одним топ-лотом стали автоматические часы на 58 камнях женевской фирмы DeWitt, за которые было уплачено 410 тыс. евро. Эта двусторонняя модель имела основной циферблат с часовой и минутной стрелками, указателем запаса хода и турбийоном с секундной стрелкой, а вместо задней стенки корпуса – второй циферблат для хронометра. Крайняя сложность механизма обусловила относительно большой диаметр часов – 49 мм.
За 300 тыс. евро были проданы платиновые часы бренда BLU (Bernhard Lederer Universum), выполненные в честь 50-летнего юбилея первого полета человека в космос и названные Gagarin Flying Tourbillon. Знаменитый Vacheron Constantin назвал изготовленную для аукциона модель «Голуби». На циферблате этих часов, ушедших за 90 тыс. евро, особыми эмалями и тончайшей гравировкой изображена дюжина летящих голубей, международного символа любви и надежды – любви к детям и надежды на их исцеление. Piaget представил модификацию своей новой модели Altpiano Skeleton, выполненную в стиле хай-тек с ультратонким черным корпусом и циферблатом, на фоне которых выделялись изящные стрелки из розового золота.
Оригинальным дизайном отличались золотые автоматические часы фирмы Bell & Ross, получившие название Casino. Их циферблат изображал рулетку с тремя концентрическими дисками для показа часов, минут и секунд. Еще непосредственнее монакская тема была отражена на часах фирмы Jaquet Droz, где большую часть эмалевого циферблата занимал открыточный вид Монако, включая живописную бухту с белоснежными яхтами, пальмы на набережной и знаменитую скалу с возвышающимся на ней дворцом принца.
Среди мужских часов, явно доминировавших на аукционе, наиболее заметным исключением явился своего рода семейный комплект быстро прогрессирующей фирмы Frederique Constant, основанной в Женеве в 1988 году. В комплект вошли мужские и дамские часы из розового золота, а также юношеские и девичьи часы с корпусом из нержавеющей стали. Эта фирма участвует в благотворительном аукционе уже третий раз, что в немалой степени способствует популярности ее продукции, значительная часть которой относится к категории «доступная роскошь».
А самыми оригинальными, если не сказать экстравагантными, часами на аукционе была, пожалуй, модель «Поэтическая сложность» (Poetic Complication) фирмы Van Cleef & Arpels, выполненная по мотивам романа Жюля Верна о путешествии на Луну. Фантазия дизайнеров оказалась под стать фантазии писателя: на черный эмалевый циферблат нанесены яркие изображения звезд и планет. На его правой стороне находятся минутные деления, по которым вместо традиционных стрелок движется миниатюрный космический корабль из белого золота, как бы совершающий путешествие с Земли на Луну. На левой же стороне циферблата, где нанесены часовые деления, роль стрелки выполняет звезда. Не удивительно, что при предварительной оценке в 100 тыс. евро эти часы были проданы за 215 тыс. евро.
Так что аукцион в Монако не только выполнил свою гуманитарную роль, но и дал возможность познакомиться с инновациями ведущих часовых брендов.