Красивого шоу без гонщиков быть не может.
Фото Романа Смирнова
В это воскресенье, 9 октября, на автодроме «Смоленское кольцо» пройдут последние заезды российского Чемпионата по автомобильным кольцевым гонкам RTCC. Чемпионские титулы получат гонщики в четырех классах автомобилей, представленных в серии. Сезон 2011 года, с одной стороны, прошел на фоне подъема в буквальном смысле из небытия российского автоспорта, а с другой стороны, - на фоне проблем, имеющих зачастую исключительно российский колорит. «НГ» внимательно следила за всеми перипетиями чемпионата непосредственно с места событий, и в завершении сезона, перед последней гонкой, промоутер RTCC Сергей КРЫЛОВ и шеф-редактор «НГ-Оnline» Роман СМИРНОВ подвели итоги уходящего гоночного года.
– Сергей, в этом году вы поставили довольно амбициозную цель: сделать из гонок полноценное шоу и увеличить их популярность. Насколько задача выполнена к концу сезона?
– Произошел очень серьезный сдвиг, но в каких-то вещах хотелось бы добиться большего. У нас стали появляться трассы. Неожиданно автодромы стали строить чуть ли не во всех регионах. А сколько проектов приходит в Федерацию автоспорта с просьбой: «Мы тоже хотим!» - сколько областных центров, столько там потенциальных трасс. Это хорошо, конечно, и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Понимаете, очень сложно привлечь на соревнования даже тех, кто на самом деле любит гонки и автомобили, если они не будут знать, что происходит внутри (чемпионата, серии). Иванов, Петров гоняются. Зачем гоняются? Почему гоняются? Почему кто-то остановился, кто-то поехал? В какой-то момент можно привлечь картинкой, скажем, аварийной, но потом интерес падает. Уходящий сезон знаменателен еще и потому, что идет персонификация гонок. Становятся известны имена, гонщики превращаются в медийные фигуры. Также в завершающемся сезоне нам повезло, что идет противостояние опыта, с одной стороны, и молодости и таланта – с другой. Два абсолютно разных гонщика подходят к последним заездам сезона, и неизвестно, кто из них станет чемпионом.
Главный по гонкам Сергей Крылов. Фото предоставлено пресс-службой RTCC |
– В ближайшее воскресенье пройдет последняя гонка в этом году. Как и первая, она состоится на автодроме «Смоленское кольцо». Давайте поговорим о трассах чемпионата 2011 года. Что получалось, что нет, какие были проблемы?
– К концу этого сезона трудно вспомнить нечто такое, что бы прошло у нас легко. Но можно выделить самый первый этап, проходивший в Смоленске. Несмотря на то что это было открытие сезона, все прошло довольно гладко за счет готовности трассы не только по полотну и по безопасности, но и по персоналу, который обслуживает соревнования, по вспомогательным службам, строениям и инфраструктуре, которая нам нужна. По большому счету, это был самый легкий этап. Хорошо, что мы и заканчиваем Чемпионат в Смоленске - можно немного перевести дух. После Смоленска был Курск – городской этап со своими проблемами. Дальше – Нижний Новгород с дикой грозой и ливнем, когда там все посдувало начисто. Далее – Казань, где только-только открылся автодром, и в последние дни его еще достраивали. Лужники – отдельный кошмар, ну а Санкт-Петербург еще был совсем сырой, когда мы туда приехали. Там просто не были готовы к проведению этапа - ни по судейству, ни по безопасности, ни по многим другим параметрам. В Питере очень интересная трасса, дело осталось в принципе за небольшим – просто облагородить все. В этом году не успели, к следующему году будет - я уже говорил с партнерами из Санкт-Петербурга на эту тему. Они озвучили время, сколько им потребуется на доделку, и мы так спланируем этап по дате, чтобы они смогли закончить все работы. После закрытия Чемпионата хочется просто забыть как страшный сон именно то, каких усилий стоило проведение каждого этапа. Известно, что легкость проведения и успех мероприятия зависит от его планирования. Когда у нас в Смоленске прошло все так, как запланировано, то и проблем особых не было. А когда возникают сплошные форс-мажоры, которые надо буквально на месте срочно решать, когда ночами не спишь, чтобы к субботе или воскресенью снять возникшие проблемы, это все создает нервозность и не добавляет оптимизма. Нам надо немножко еще окрепнуть, освоить стационарные трассы, освоить красиво и хорошо, чтобы там не было негатива, как в этом году. Вот городской этап в Курске. Огромное количество подрядчиков – третьих сторон, от которых много чего зависит. И ты в определенный момент понимаешь, что не можешь контролировать ситуацию. Ты же не будешь, например, сам собирать трибуны, сам развозить бетонные блоки. После какого-то момента ситуация становится неуправляемой, и наваливается стресс. А если все идет согласно намеченному плану, то даже изменение, например, формата соревнований не создает значительных проблем. То есть, зная инфраструктуру на месте и зная, как что работает, заранее все прописываешь и обо всем договариваешься. И все получается! А те сбои, которые бывают, они не ощутимы, их не видно.
– Курск – проблемы, «Лужники» – кошмар. Нет ли желания вообще отказаться от городских трасс?
– Проведение городских этапов в следующем году вообще под вопросом. На данный момент рассматриваются всего две площадки: Лужники и Курск. Но уже не в том виде, как это было в этом году. Однако, при всей сложности проведения городских этапов, они остаются наиболее зрелищными. Такого количества посетителей, как в городе, мы на автодроме не соберем. Даже трасса ⌠Moscow Raceway■,═- строительство которой заканчивается в Подмосковье и которая создается по мировым стандартам,- ═вряд ли соберет больше Лужников. Самое главное, что прошел кризис, когда закрываешь глаза на многие вещи. Сейчас ситуация меняется. Есть мнение, что если раньше мы ездили, где давали ездить, и были рады хоть городским гонкам, хоть каким, то сейчас уже можно выбирать. В настоящее время подход к организации соревнований в городе уже должен быть другим по всем параметрам, начиная от безопасности и прокладки трассы до зрительской инфраструктуры. По поводу Лужников. Даже, несмотря на погоду, формат одного дня (как это было в уходящем сезоне) исключен на сто процентов. В Курске – другие проблемы. Надо учитывать, что городской этап – очень затратное мероприятие. Да, что-то есть в самом городе, но большую часть оборудования приходится брать в аренду и везти из Москвы. И все эти расходы без помощи городского бюджета неподъемны. Уровень потенциальных партнеров и спонсоров соответствует уровню города, то есть цифры, которыми там оперируют, на порядок отличаются от столичных или питерских. Но расходы-то остаются те же самые! Поэтому принято решение, что если не будет поддержки из городского бюджета, причем заранее, то в Курск мы не поедем.
– Заменит ли Moscow Raceway «Лужники»?
– Город и пригород – это совершенно разное количество зрителей, разная отдача. Мы уже обсуждали с коммерческим директором «Лужников» возможность проведения этапа в следующем году. Если условия будут соответствовать нашему видению, тогда мы «Лужники» включаем в календарь. Если нет, то в 2012 году будут только стационарные трассы, включая, возможно, и Moscow Raceway, – переговоры с владельцами трассы пока продолжаются. В следующем году будет восемь этапов. Очень скоро список с датами проведения будет готов. После утверждения в Федерации автоспорта он уже не меняется, то есть может измениться место, но не дата. Мы планируем все закончить уже на следующей неделе.
В сложных погодных условиях зритель не всегда может понять, что происходит на трассе. Фото Романа Смирнова |
– Давайте поговорим о прессе. Как бы вы оценили работу СМИ в течение сезона?
– Независимо от ситуации все говорят позитив. Мы понимаем, что один из ключевых моментов успеха, когда мы говорим о популяризации гонок, являются, конечно, СМИ. В этом году у нас объем освещения и его качество достигли такого уровня, какого не было в докризисный период. Понятно, что эффект от этого ощущается, на первый взгляд, не сразу, но при этом о гонке в Лужниках, например, которая была для нас сущим кошмаром с точки зрения организации (погода, сжатые сроки), люди говорили: «Знаете, а мы видели анонсы и репортажи с ваших соревнований на основных телевизионных каналах». Это хорошо, потому что невозможно что-то развивать без выхода на массовую аудиторию. Негатива в СМИ было очень мало. Я реально знаю, где у нас и что плохо. Все познается в сравнении. В годы кризиса было важно удержать Чемпионат на плаву, чтобы потом не начинать все с нуля, и в этом смысле сезон 2011 года был прорывом по отношению к прошлым годам, когда по нескольку этапов проводилось в одном месте. В 2007 году у нас весь Чемпионат вообще прошел на одной трассе в Мячково. В этом году 7 гонок, 6 трасс и как раз от СМИ мы получили отличную поддержку. Вот если опять вернуться к гонке в Лужниках в этом году. Сущий кошмар. За несколько дней до гонки один из спонсоров отказался от сотрудничества, пришлось в срочном порядке искать деньги, чтобы гонка состоялась. «Удовольствия» добавила и погода, и то, что пришлось делать за день. Я тогда не понимал, зачем я это делаю! Кроме одного. Отдача от Лужников в плане освещения в прессе была колоссальной. Отзывы были реально позитивные. И только ради этого стоило, несмотря на все проблемы, провести этот этап. Я для себя ставлю задачу на следующий год, тем более, если городских этапов не будет, работать со зрителем.
– Тогда следующий вопрос о зрителях. Чем и как будете заманивать народ на автодромы, тем более что городские гонки под вопросом?
– Давайте разберем ситуацию на примере «Смоленского кольца» и автодрома «Санкт-Петербург». Доступ на трассу в Смоленске действительно затруднен по причине ее удаленности от крупных населенных пунктов. До областного центра - около 80 км. На соревнования собираются местные жители. И при всем этом на «Смоленском кольце» присутствовало около четырех тысяч зрителей. С учетом такого географического положения, если сравнить, например, с Санкт-Петербургом, разница в количестве пришедших посмотреть соревнования людей была огромна. Это зависит, прежде всего, от того, как работники автодрома работают по привлечению зрителей и анонсированию мероприятий. Но, я думаю, в Питере на следующий год все будет по-другому. То есть в следующем сезоне мы сможем перевести дух и заниматься совершенно другими вещами - и приятными, и одновременно полезными. Мало приехать с гонками, надо еще что-то сделать, чтобы об этом узнали, создать комфортные условия для просмотра. Мы понимаем, что количество заездов таково, что зрителям нужно провести на трассе целый день, чтобы увидеть все. Кстати, на «Смоленском Кольце» организаторы на холме над автодромом сделали кемперную площадку. Туда можно приехать на отдых и одновременно посмотреть гонки. То есть владелец трассы делает что-то для зрителей. Мы, со своей стороны, можем анонсировать мероприятие, провести его, развлечь народ, а вот комфорт для зрителей должны создаваться владельцами автодрома. Наша задача последние два года – это не только дать возможность следить за соревнованиями с трибун, но и каким-то образом вовлечь их в гоночный процесс. Если в этом году местами задача решалась по минимуму, то на следующий год будет все несколько иначе. За зиму мы должны разработать систему мероприятий в этом направлении. Например, разыгрывая бонусы по билетам, мы сможем людей пригласить в паддок, посадить в машину, прокатить на «гоночном такси» и еще что-то, чтобы человека физически вовлечь в процесс. А дальше все будет работать как «сарафанное радио». Сейчас мы показываем только «картинку», но одно другому не мешает. И, кстати, по поводу «картинки». На трассе должна быть борьба, а не гуськом катающиеся автомобили. Здесь же надо сказать о нашей символике и сувенирах. Два года как есть все макеты, но по финансовым причинам мы не могли запустить производство. На следующий год деньги под это есть. Надо чтобы у зрителей была возможность купить, например, бейсболку с символикой RTCC или что-то еще. Нам не хотелось заказывать дешевую низкокачественную продукцию. Теперь есть возможность сделать все на должном уровне. Или вот у нас есть планы (и мы одно время это практиковали) приглашать на гонки публичных персон. Следующий год даст больше возможностей обеспечить нужные условия для их приема. В целом, на следующий год нам нужно перейти от планов и намерений к реализации всех наших идей.
Гонки всегда должны быть зрелищными. Фото Романа Смирнова |
– И все же гонки – это прежде всего картинка, ради нее люди приходят на автодром. В свое время в «Формуле-1» остро стоял вопрос о зрелищности соревнований на трассе. В гонках RTCC прошедшего сезона без подсказки очень сложно было понять, что происходит на трассе.
– Когда в заезде участвуют автомобили одного класса, все понятно, что происходит, вне зависимости от типа старта, погодных условий и тд. Но в объединенных заездах, например, в дождь, машины класса «Супер продакшн» могут ехать быстрее потенциально более мощных машин класса «Туринг», и зритель уже не понимает, кто с кем соревнуется. В наших планах также подстраховаться на тот случай, если участников не будет достаточно, чтобы проводить раздельные заезды. Возможно, мы введем световую индикацию машин разных классов. В свое время у нас были светодиодные фонари, которые помогали ориентироваться зрителям на трассе. В этом году у нас были разного цвета наклейки на лобовом стекле, но различить их на скорости под 200 км/час почти невозможно. Мы решили развиваться не только внутри себя. Как вариант - добавить еще зачетные группы в гоночный уик-энд. Это, начиная от Формулы, с которой идут переговоры (имеется ввиду Формула России), до класса Гран-Туризмо (GT). Мы два года пытались его запустить, но из-за кризиса как-то не получалось. GT планируется проводить на базе кубковых Porsche и Ferrari Challenge. Если мы соберем все эти классы в воскресенье, включая традиционные классы RTCC, то это будет довольно мощный и зрелищный гоночный день.
– Новые группы – это отлично, особенно GT. А как с развитием традиционных для RTCC классов? Придут ли новые команды в следующем сезоне?
- Мы понимаем, что гонок, какое бы ты красивое шоу не захотел сделать, без гонщиков быть не может. Если их мало, то это═жалкое зрелище. Очень сложно что-то сделать, когда нет массовости. На конец нынешнего сезона я точно знаю, что к нам присоединятся в следующем году от пяти до десяти новых пилотов плюс к тем, кто ездил в этом сезоне. Что касается команд, я знаю, как минимум две новых, которые могут присоединиться к чемпионату в следующем году, не считая Lukoil Racing Team, который перейдет из одного класса в другой. Мы уверены, что в следующем году класс «Туринг» будет очень интересным. Борьба будет идти не только за первое-второе место, но и за третье и четвертое. Так что за этот класс мы вообще не беспокоимся. На «Туринг-лайт» у нас нет такого оптимистичного прогноза. В этом году в этой категории конкуренции практически не было. Мощная команда Lukoil Racing Team не позволяла гонщикам других, более скромных команд занимать призовые места. «Лукойл» возможно перейдет в чистый «Туринг», освободив, таким образом, дорогу остальным пилотам младшей серии, которые не менее амбициозны. Как только информация о переходе подтвердится, мы сразу об этом сообщим всем заинтересованным сторонам, в частности о том, что в «Туринг-Лайте» тоже есть смысл участвовать и есть реальный шанс подняться на подиум. А если говорить о стратегическом плане на следующий год в общем, то стрессовость, связанная с городскими и новыми трассами, уходит. Мы всю зиму будем преимущественно заниматься планированием того, как привлекать зрителей. Мы должны добиться, чтобы зритель хотел приходить на гонки, чтобы следил за движением в Чемпионате, чтобы знал команды и пилотов.