В живописно расположенном на рейнских берегах Базеле, третьем по величине городе Швейцарии, с 24 по 31 марта 2011 года прошел 39-й Всемирный салон часов, ювелирных украшений и драгоценных камней, сокращенно называемый Baselworld. Возросшее число посетителей, участников и представителей СМИ, а также расширившийся ассортимент экспонатов позволяют говорить о том, что Базель вновь подтвердил свое лидерство по сравнению с другими международными выставками часов и ювелирных украшений, будь то в Гонконге, Лас-Вегасе или Женеве.
Прошедший салон также показал, что мировая часовая и ювелирная отрасли вышли из кризиса и быстрее, чем ожидалось, вступили в период высокой конъюнктуры. Практически во всех основных странах-экспортерах в 2010 году отмечался существенный рост по сравнению с кризисным 2009-м. Так, Швейцария увеличила экспорт часов по стоимости на 22%, Гонконг – на 32%, Япония – на 11%, Германия – на 30%. Существенный рост наблюдался и в ювелирной отрасли. В частности, в Гонконге экспорт ювелирных украшений возрос по сравнению с 2009 годом на 21%, в Германии – на 23%, в Таиланде – на 20%. Данные за первые два месяца 2011 года говорят о продолжающемся быстром росте экспорта часов и ювелирных украшений и дают основание ожидать, что рекордный уровень предкризисного 2008 года может быть превзойден в текущем году как по стоимости, так и по объему.
Вместе с тем выступавшие на пресс-конференции руководители ассоциаций производителей часов и ювелирных украшений основных стран-экспортеров призывали к осторожности в прогнозах. По их мнению, ядерная катастрофа в Японии должна привести к ослаблению спроса в этой стране, на которую обычно приходится около 10% мирового импорта предметов роскоши. Не исключается и «эмоциональная» реакция на катастрофу в других странах Юго-Восточной Азии. Волнения в арабском мире также могут оказать сдерживающее влияние на спрос на люксовые товары. Не сулит ничего хорошего и продолжающееся повышение цен на драгоценные металлы и камни. Медленно, но верно развивается движение в пользу экологически и этически разумного потребления, в значительной степени направленного против ненужной роскоши. Как образно выразился один видный итальянский часовщик и ювелир, «кризисные тучи остались позади, но назвать небо безоблачным было бы преувеличением».
В центре внимания – часы
На выставочной площади огромного комплекса Messe Basel в 160 тыс. кв. м свои экспонаты представили 1892 фирмы из 45 стран. Главное место на салоне традиционно занимали часы: на них приходилось 64% всей выставочной площади и 31% общего числа экспонентов. Как и в предыдущие годы, поражали размерами и ярким оформлением экспозиции известных фирм из группы Swatch (в том числе Breguet, Omega, Longines, Rado, Tissot, Certina, Tiffany), а также стенды «независимых гигантов» типа Rolex, Patek Philippe, Ulisse Nardin, Chopard, Seiko. Напомним, что около 20 известных фирм, входящих в группу Richеmont, в том числе Cartier, Vacheron Constantin, Lange, IWC, выставляли свои изделия в январе текущего года на женевском Салоне высокого часового искусства и, как и в предыдущие годы, в Базель не приехали.
Если описать хотя бы новинки из нескольких тысяч выставленных часов практически невозможно, то выделить общие тенденции совсем нетрудно. Тем более что они во многом совпали с тенденциями, выявившимися на январских выставках в Женеве. Прежде всего произошел возврат к недалекому прошлому, к уже хорошо зарекомендовавшим себя моделям, к более элегантным классическим и неоклассическим формам без излишних усложнений. Соответственно почти исчезли массивные часы стиля хай-тек, а средний диаметр мужских наручных часов уменьшился до 40–46 мм и дамских – до 34–40 мм. Вернулась мода на тонкие и ультратонкие часы, упростился перевод стрелок и календаря.
Расширилось применение новых материалов, особенно керамики, титана, магния, кремния, палладия, новейших видов пластмасс и сплавов. Нержавеющая сталь в ряде моделей заменила белое золото или платину. Яркие цвета вернулись в сектор недорогих часов. Многие фирмы усилили внимание к дамским моделям, существенно расширив их ассортимент. Пробивает дорогу тенденция к многовариантным моделям, позволяющая покупателям выбирать материал для корпуса, дизайн циферблата и стрелок, а в некоторых случаях даже тип механизма.
Отмеченные тенденции в немалой степени способствовали снижению издержек производства и выходу из кризиса. Показательно, что в 2010 году заметно снизилась средняя цена часов, экспортируемых Швейцарией, Гонконгом и некоторыми другими ведущими странами-производителями.
Прожектор на Перис Хилтон
Международный характер Базельского салона был подтвержден в 2011 году широким участием нешвейцарских часовых фирм, в том числе из Гонконга, США, Германии, Японии, Франции, Италии, Испании, России, Монако. Можно отметить также продолжающееся нашествие в часовую отрасль люксовых брендов из других отраслей – от высокой моды и спортивных товаров до парфюмерии и текстильных изделий. Распространение успешно раскрученных брендов своей традиционной продукции на новые виды товаров стало характерным для многих секторов люксового бизнеса. Наглядным примером могли служить экспозиции часов на базельских стендах Chanel, Dior, Esprit, Fendi, Gucci, Hermes, Hugo Boss, Lacoste, Puma, Swarovski, Timberland, Tommy Hilfiger, Versace.
Был на салоне свой стенд и у одной из самых гламурных леди наших дней – Перис Хилтон. Он расположился в центре наиболее престижного Первого павильона, носящего характерное название – Павильон грез и желаний. Весь стенд был оформлен в нежно-розовых тонах, причем без всякого эпатажа. Были выставлены дамские часы, вернее, девичьи, выдержанные в едином гламурно-романтическом стиле, с обилием украшающих часы камней под дорогостоящие бриллианты. И никаких цветных элементов или золота – только чистое сияние камней и белого металла. Названия моделей также весьма характерны: Принцесса, Ледяной гламур, Беверли, Голливуд и т.п.
Молодой, но весьма харизматичный стендист, чем-то напоминающий Кена из мира Барби, охотно дает пояснения. По его словам, часы коллекции Перис Хилтон в основном оснащены сделанными в Гонконге высококачественными кварцевыми механизмами с двухлетней гарантией. Часы рассчитаны на девчонок, чьи головы не заморочены техническими новинками и сверхмодным дизайном. Они рассматривают «часики» прежде всего как украшение, дополняющее другие предметы бренда Перис Хилтон, например, модную одежду, обувь или косметику. Стендист также отметил, что относительно большое количество часов покупается родственниками и бойфрендами в качестве подарка конечным потребительницам. А вопрос «Когда же появится часовой бренд Леди Гага?» удостоил лишь голливудской улыбкой.
Диаспора как рынок сбыта
В Базельском салоне участвовало внушительное количество фирм из стран, образовавшихся после распада Советского Союза. Первой в списке оказалась армянская AWI (Armenian Watch International), возникшая в 2001 году. Как говорится в проспекте, ее основатели поставили целью «создать в Ереване часовую мануфактуру, которая продемонстрировала бы способность армянской компании выпускать часы, равные или очень близкие по качеству к швейцарским, причем с уникальным инновационным дизайном». Судя по экспонатам, выставленным на сравнительно небольшом стенде, эта цель была достигнута.
Прежде всего удивлял широкий ассортимент представленных часов: кварцевые, автоматические, хронографы, с корпусами из нержавеющей стали или с покрытием из розового золота, десятки вариантов дизайна. И на каждом циферблате эмблема AWI с пятиконечной звездочкой и двойным упоминанием армянского происхождения – Armenian Watch International – made in Armenia. Неудивительно, что часы хорошо продаются, особенно в США, Канаде, Греции и некоторых других странах с многочисленной армянской диаспорой.
«Ракета». Сделано в России. Фото Reuters |
Мысль о соотечественниках за рубежом как о перспективных покупателях выпускаемой на родине продукции возникла и на стенде бренда «Ракета» Петродворцового часового завода. Этот стенд выделялся ярким оформлением в стиле ретро и с конструктивистскими элементами красного и черного цветов, заставлявшими вспомнить работы Маяковского в «Окнах РОСТА». Рекламная брошюра рассказала, в частности, что часовое производство находится на том самом месте, где в 1721 году Петр I основал одно из первых промышленных предприятий в России, а бренд «Ракета» возник в 1962 году и назван в честь Юрия Гагарина. Говорилось также о вкладе завода в развитие отечественной часовой промышленности, о выпуске часов для армии, авиации, флота, космонавтов и полярников, о коренной модернизации предприятия в 2009 году под руководством бригады швейцарских специалистов. Но наибольшее впечатление производила умело подобранная экспозиция стенда. Молодая и динамичная команда с нескрываемой гордостью за свое предприятие подробно объясняла технические достоинства многовариантных серий кварцевых часов «Петродворец-классик», «Вечный календарь», «Родина», «Балерина» и механических часов «Летчик» и «Полярные». Хотелось бы, чтобы Петродворцовый завод освоил в ближайшие годы производство еще более сложных часов самых высоких категорий, как это сделали некоторые немецкие фирмы, возродившиеся на территории бывшей ГДР.
Бизнес на красоте
По количеству экспонентов (736) ювелиры на Базельском салоне вновь опередили часовщиков. Что касается общих тенденций, то главная из них заключается в продолжении возобладавшего во время кризиса движения в сторону менее дорогих украшений за счет использования полудрагоценных камней, низкокаратного золота, серебра и жемчуга, особенно золотистых оттенков. Еще более распространенными стали сюжеты из растительного и животного мира, мотивы из мифов и легенд, стилизованные цифры и буквы с символическими значениями. Вышли из моды украшения с острыми углами, их место заняли изделия мягких, округлых форм. Более популярными стали ювелирные украшения для мужчин, в том числе со спортивной тематикой, соответствующей интересам покупателя (гольф, теннис, конный, парусный и автоспорт). Получили распространение ювелирные украшения для детей старшего возраста. В целом отмечалось более полное соответствие ювелирных украшений общим тенденциям моды на одежду.
На фоне этих тенденций и даже вопреки им наиболее сенсационно среди ювелирных экспонатов выглядела, пожалуй, коллекция Les Belles Epoques впервые выставлявшейся в Базеле немецкой фарфоровой мануфактурой Meissen. Брошь-подвеска Mystery Heart из этой коллекции привлекала завораживающей игрой света, достигнутой уникальной комбинацией берилла с тончайшим фарфором в обрамлении из 188 бриллиантов чистой воды.
Сильное впечатление производил и сплетенный из золотых цепей кулон Montgolfiere, в котором просматривался фарфоровый шарик с изображением дракона. Однако хитом коллекции явилось колье «Голубые мечи», в котором выделялась подвеска в виде стилизованной цифры 8, почитаемой на Востоке как символ вечности. Подвеска была выполнена из белого золота с 73 бриллиантами, а внутри восьмерки была помещена знаменитая эмблема фирмы в виде двух скрещенных мечей, выполненных из 27 сапфиров.
Не счесть алмазов
Сектор салона с экспозициями драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга и янтаря незаслуженно мало освещается в прессе, хотя представляет большой интерес не только для ювелиров и торговцев, тысячами съезжающихся в Базель, но и для непрофессиональных посетителей. В этом году в центре внимания оказались экспонаты из Индии, быстро развивающей обработку драгоценных камней. По словам министра экономики и торговли Индии Ананда Шарма, посетившего Базельский салон в качестве почетного гостя, в настоящее время 9 из 10 поступающих на рынок бриллиантов проходят обработку индийскими мастерами. Индия вышла на первое место в мире по импорту золота для ювелирных целей. Успешно функционирует биржа бриллиантов в Мумбаи. Завораживающая воображение экспозиция бриллиантов и других драгоценных камней в специальном индийском павильоне была организована при содействии Индийского совета по развитию экспорта.
Оживленная торговля бриллиантами всех возможных размеров и оттенков, степени прозрачности и способов огранки шла во время салона на стендах 15 израильских фирм в четырехэтажном Павильоне стихий. Именно в этом павильоне 30 марта произошла мошенническая кража четырех крупных бриллиантов стоимостью в несколько миллионов долларов. Большой интерес вызывал стенд Israel Diamond Institute – головной организации алмазного и бриллиантового сектора израильской экономики. Этот институт, помимо всего прочего, успешно популяризирует бриллиантовые украшения.
На стендах таиландских фирм, участвовавших в салоне под эгидой Ассоциации торговцев ювелирными изделиями Таиланда, преобладали цветные драгоценные камни. Форсировавшие свою деятельность в период кризиса национальные ассоциации торговцев и производителей драгоценных камней, часов и ювелирных украшений продолжали проявлять большую активность и на Базельском салоне 2011 года.
Что же касается ближайшего будущего Базельского салона, то оно обеспечено ассигнованиями 430 млн. швейцарских франков, выделенных на расширение существующих и сооружение к 2013 году нового выставочного павильона. Работы уже начались.