Фотоконкурс «Серебряная камера», который уже в девятый раз провел Московский дом фотографии, объединил снимки, сделанные в 2008–2010 годах. Все они были выставлены в Манеже в течение декабря–января. А в минувшую среду, наконец, жюри назвало победителей в трех номинациях: «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица».
Награждение прошло в здании открывшегося осенью после реконструкции Мультимедиа Арт Музея на Остоженке. С Гран-при, призом правительства Москвы, соревновались спецнаграды спонсоров. Поскольку возраст лауреатов конкурса снижается, что немало радует директора МДФ Ольгу Свиблову, в нынешнем году отказались от номинации «Спецприз молодому фотографу» (до 30 лет).
Обычно на «Серебряной камере» каждый год качественно лидирует одна из трех номинаций. В этот раз это «События» со снимками с Манежной площади. В этой номинации Гран-при разделили сразу двое – Андрей Стенин (РИА Новости) и фотограф Илья Варламов, известный прежде всего по своему блогу. Традиционно Гран-при по каждой из позиций составляет 5 тыс. у.е. (что было объявлено как 133 076 руб.). Спонсорскую награду – стажировку в Дюссельдорфе – «оптом», то есть за два участвовавших в конкурсе фотоцикла, получил Роман Канащук. Его «Август. Смог» с изнывающими от жары и безделья подростками и «ЗиЛ. Каби.net» – это фотографические полиптихи, эстетизирующие кабинетные интерьеры. Канащук, кстати, уже был лауреатом прошлого года в номинации «Архитектура». Тогда он также представил своего рода фотоколлажи – диптихи со случайной выборкой фрагментов московского пейзажа.
Архитектурный Гран-при последней «Камеры» получила «Пустота» Кирилла Савченкова. Кстати, как и в прошлом году, сейчас вновь выбрали фотодиптихи – теперь они исследуют «пустую» фактуру среднестатистических, неприметных видов столицы. Спонсорский спецприз, парижскую стажировку, отдали Леониду Комиссарову и его «Московским кинотеатрам» за качественную архитектурную съемку стареньких зданий вроде «Спутника» или «Янтаря».
Наконец, в номинации «Лица» Гран-при взял «Герой дня. Крупный план» Романа Какоткина с помятыми, деформировавшимися на афишах лицами звезд.
Гораздо более острая серия «Автобус милосердия» Александра Гребешкова, которая на выставке нынешней «Камеры» была одной из самых запомнившихся, получила только спонсорский приз – стажировку в Берлине. Другой спонсорский подарок – продвинутый смартфон достался Александру Лепешкину и его «Светским», где есть и Кирилл Серебренников, и Алекс Лахман, и ушедший в прошлом году фотограф Александр Слюсарев. Сам Лепешкин в отличие от многих победителей, ограничившихся «спасибо», вспомнил про юбилей Михаила Горбачева (награждение фотографов состоялось как раз в день его рождения). И поблагодарил первого президента СССР за возможность провести вечер не на партсобрании, а, к примеру, на выставке, за возможность в любой момент купить билет хоть в Таиланд, хоть в Тель-Авив.
Еще одним спецпризом – закупкой работ в фонды МДФ осчастливили фотографа РИА Новости Руслана Кривобока. Отметили его серию «Смог над Строгинской поймой» про душно-дымный отдых москвичей минувшим летом. Традиционный Приз зрительских симпатий (всего в голосовании участвовали 17 226 человек), а вместе с ним лондонское путешествие и заказ на съемку достался Сергею Кузнецову за цикл «М+Ж». По названию не скажешь, но там про нешуточные эмоции в спорте.
Тенденции этого конкурса, поставившего себе задачу поддерживать фотожурналистику и составлять фотолетопись Москвы, в целом прежние. У «Серебряной камеры» есть фавориты, которые неоднократно из номинантов превращались в лауреатов. Есть у нее приверженцы, по нескольку раз участвовавшие в состязании. Что понятно: ставка на количество – участие ли в разные годы или участие с несколькими сериями – в конечном счете повышает шансы. Главное, чтобы в целом круг замеченных фотографов все-таки обновлялся. В числе молодых соревнующихся много студентов Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, функционирующей при МДФ, – музей и сам растит себе кадры. Что касается наград, то возможность поехать поучиться в одну из европейских столиц возможно даже важнее не самого большого правительственного денежного приза. Так что спонсорские поощрения – если оставить в стороне вопрос престижного первого места – вполне конкурируют с правительственными. Наконец, при всей радости от активности молодых начинающих важно сохранить заинтересованность в участии уже состоявшихся фотографов. Задавать планку. Чтобы делать цельные острые репортажи, а не наборы из бесконфликтных снимков о том как или о том где. И показывать не только то, что видеть приятно, но и то, о чем надо знать.
Остается добавить, что в ближайшее время к «Серебряной камере» присоединится уже общероссийская «Золотая», тематику которой, очевидно, предстоит как-то развести с конкурсом Best of Russia. А также конкурс «Фотопутешествие в Россию», который Ольга Свиблова анонсировала как направленный на сохранение культурного наследия.