Для Константина Эрнста церемония ТЭФИ, как всегда, урожайная.
Фото автора
На днях я снималась в «Программе передач» у Андрея Максимова, где темой разговора было – кому нужна церемония ТЭФИ и вообще нужна ли ежегодная телевизионная премия? Ведущий задавал хитрые вопросы, участвующий в разговоре Кирилл Набутов легко с ними расправлялся, участвующий в разговоре Дмитрий Губин ругал отечественное телевидение и возносил западное; мы с Михаилом Швыдким дудели в одну дуду: ТЭФИ необходима профессиональному сообществу – и как мерило мастерства, и как праздник.
В понедельник 20-го состоялась церемония ТЭФИ-2010. Профессии. А праздника не случилось – вышло мероприятие. То есть кто получил Орфея, у тех, конечно, праздник был, у всех прочих присутствующих – а я по окончании церемонии порасспрашивала людей – осталось ощущение именно более или менее успешно прошедшего мероприятия.
Продюсеры «Большой разницы» Руслан Сорокин и Александр Цекало. |
Я говорила у Максимова и о том, что более всего раздражает из года в год: дурацкие сценарии для ведущих. Отчего бы не позвать для ведения церемонии людей, умеющих импровизировать, и не дать им карт-бланш? Это же лучше, чем смотреть на дуркующую парочку (на этот раз на сцене была выстроена декорация а-ля «старая квартира», в которой сидели два типа и прикидывались радиоведущими то ли из будущего, то ли из иной галактики, – во всяком случае, первые слова со сцены, которые услышал зал, были: «Здравствуйте, дорогие инопланетяне!» Ну и дальше предсказуемо: «Один канал кричал – чур, я первый... Восьмой настаивал, что он – развлекательный... А так ли уж было пусто в «ящике»?»).
На фуршете Татьяне Лазаревой отчего-то взгрустнулось. |
Раз уж совсем край, обращайтесь ко мне, господа, – у меня еще с института с диалогами хорошо, мастер мой Владимир Маканин подтвердит. Но лучше – к сценаристам «Большой разницы» или «Одной за всех». Какие проблемы?
Наконец, с капустником было покончено, и на сцену вышел президент ТЭФИ Михаил Ефимович Швыдкой. Он произнес приветственную речь, начинающуюся словами: «Нам очень приятно видеть друг друга» (смелое заявление!), и призвал поприветствовать почетного гостя церемонии – академика Сергея Капицу. Вручение началось со специального приза Фонда Академии российского телевидения (вернее, с долгого монолога «вручанта» Эдуарда Сагалаева), присужденного Энверу Мамедову, который четверть века был первым заместителем председателя Гостелерадио СССР. Первый блок вели Арина Шарапова и вице-президент академии Павел Корчагин. В номинации «Сценарист телевизионного художественного фильма» победила, паче чаяния, не команда написавших «Школу», а Наталья Портнова за сценарий фильма «Разжалованный». В номинации «Телевизионный документальный фильм», также паче чаяния, победил не парфеновский «Зворыкин Муромец», а «Массовка» производства телекомпании АТВ. В номинации «Телевизионный документальный сериал» равное количество голосов набрали «История российского шоу-бизнеса» с Сергеем Шнуром и Борисом Корчевниковым и «Концлагеря. Дорога в ад». Уступая сцену следующей паре ведущих – Оксане Барковской и вице-президенту академии Игорю Мишину, Арина Шарапова ликующе сообщила залу: «Миша Дегтярь сдал взносы!»??
Светлана Сорокина, как всегда, очаровательна. |
Я была уверена, что номинация «Эфирный промоушн канала» достанется «Домашнему» с его серией межпрограммных заставок «Мы любим жизнь»: действительно, это сделано на «ять» – ново, изобретательно, красочно, со вкусом, – но нет, выиграл «Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном». Опять, как и в прошлом году, лучшими сценаристами были признаны сценаристы «Прожекторперисхилтон» – и опять, как и в прошлом году, я не могла понять логики: ведь в «Большой разнице» количественно больше сценарной работы, причем иного уровня – одно дело писать «рыбу» для четверки импровизирующих экстра-профессионалов, и совсем другое – выписывать полноценные роли для артистов-исполнителей. Почему тех и других не победил Анатолий Смелянский с циклом «Михаил Чехов» – понятно: телевидение у нас востребовано развлекательное. «Прожектор...» был признан и лучшей информационно-развлекательной программой. Третий блок вели Маргарита Симонян (Russia today) и Александр Олейников (ТВ Центр). Лучшей программой о науке оказалась «Диктатура мозга» – я болела за «Галилео», но, строго говоря, научной программой «Галилео» нельзя назвать – это скорее хорошо сделанный развлекательный культпросвет. Лучшей программой об искусстве стала передача «Карл Фаберже» из цикла «Гении и злодеи». Премия «Спецрепортаж» досталась Вячеславу Николаеву («Репортерские истории», РЕН).
Финалист Александр Пушной и продюсер развлекательных программ СТС Михаил Шац. Фото автора |
Последний блок вели гендиректор телеканала «Совершенно секретно» Этери Левиева и вице-президент академии Александр Митрошенков. Лучшими продюсерами телепрограммы были признаны Руслан Сорокин и Александр Цекало за «Большую разницу». Безусловно, заслужили, но я бы предпочла, чтобы в данной номинации набрали равное количество голосов «Большая разница» и ток-шоу «Справедливость», ставшее общепризнанным событием сезона. Но ведь у нас востребовано... смотри выше. Лучшими режиссерами телепрограммы, обойдя «6 кадров» и «Мульт личности», стали режиссеры также «Большой разницы». А лучшими продюсерами сериала – Константин Эрнст и Игорь Толстунов за сериал «Школа». Лучшими режиссерами телевизионного документального фильма признаны режиссеры «Зворыкина Муромца» Сергей Нурмамед и Иван Скворцов. И, наконец, лучшим режиссером телевизионного сериала был признан Андрей Кравчук за фильм «Адмиралъ», а вовсе не ожидавшая именно этого Орфея Валерия Гай Германика. Которая, говорят, расстроилась до слез (и высказываний прессе в духе того, что больше этой премии для нее вообще не существует. А также характеристики академиков как набора пенсионеров, которые понятия не имеют о профессии). Лично я готова была расстроиться до слез над судьбой собачки – китайской лысой обаяшки, которую водила за собой на поводке Германика и которая была вынуждена маяться под ногами сотен чужих людей среди толкотни и суеты часов пять кряду (фуршет–вручение–банкет).
Как и в прошлом году, большинство статуэток ТЭФИ в категории «Профессии» достались Первому каналу.
Господи, если можно, пошли, пожалуйста, пооригинальнее и попраздничнее церемонию «Лица» в Питере!