Звездный поцелуй. Джина Лоллобриджида и Юрий Гагарин.
Леонид Великжанин. Фото предоставлено Винзаводом
Ретроспективы документальной фотографии – беспроигрышный вариант экспозиции. Они не только пополняют визуальным рядом историческую память, но и превращают фотографию в предмет пристального изучения. В последние годы документальной фотографии уделяют несоизмеримо больше внимания, чем раньше. Тем не менее многие гениальные русские фотографы остаются за кадром. Выставка «Символы эпохи. Наша история. 1920–1991» – первая часть совместного проекта «Хроника XX века в фотографиях» – закрывает еще один пробел на контурной карте их творчества.
В экспозиции – шедевры таких мастеров, как Петр Оцуп, Макс Альперт, Евгений Халдей, Аркадий Шайхет, Яков Халип, Владимир Мусаэльян, Валентин Мастюков, Владимир Савостьянов и другие. Организаторы предлагают абстрагироваться от политики и пристально вглядеться в саму эпоху. Пристально – значит замечая мельчайшие детали, которые порой переворачивают смысл на 180 градусов. Вглядеться прозрачным и отрешенным взглядом ценителя, способного увидеть не только вещное отображение момента, но и касание фотографической музы, переносящей снимок в разряд искусства.
Среди исторического массива ретроспективы немало фотографий, несущих в себе силу, которая повлияла на сознание миллионов. Это и «Лампочка Ильича» Аркадия Шайхета, снятая в 1925-м. И четверка папанинцев, снятых со льдины Якова Халипа. И «Сталин Иосиф Виссарионович» Макса Альперта, где отец народов изображен разжигающим трубку, и его же «Комбат» – фотография, ставшая историческим символом Великой Отечественной войны. К символам же можно отнести и фото Бориса Кавашкина «Проспект Калинина в дни празднования 59-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции»: гигантские буквы «СССР» высвечены на домах и отражаются в незыблемом граните.
Выставка построена по хронологическому принципу. Годы 1920–1930-е – голодающее Поволжье, соцстройки, запуск московского метро, ликбез, план ГОЭЛРО. Снимок, на котором двуглавого орла меняют на рубиновые звезды. Годы 1940-е – нападение гитлеровской Германии, бойцы ПВО на крышах, пленный фельдмаршал Паулюс, знамена поверженной гитлеровской армии у подножия Мавзолея, 50-е – герои Ялтинской конференции, парады Фестиваля молодежи и студентов, отъезд на целину и открытие здания МГУ. И так далее – вплоть до трагического взрыва на Чернобыльской АЭС, очередей за хлебом и удрученного старика на фоне пустых полок магазина и поверженной надписи «Слава КПСС». Смена исторической траектории заметна прежде всего в выражении человеческих лиц: вдохновенные строители БАМ – и рядом отчаявшиеся пенсионеры, митингующие против невыплаты пенсий.
Останется в памяти и летящая графика панорамной фотографии. Стремительные вертикали снимка «На строительстве Нововоронежской АЭС», ледяная диагональ «Атомохода «Арктика» Семена Мейстермана и пепельно-серый смертельный круг «Аварийных энергоблоков Чернобыльской АЭС» Владимира Зуфарова. Из серии «Остановись, мгновенье!» зрителя заставит задержаться Джина Лоллобриджида, целующая Юрия Гагарина, Майя Плисецкая в образе умирающего лебедя, Андрей Сахаров с поднятым кулаком на трибуне. Но единственным образцом психологизма в жанре натюрморта станет 125-граммовая пайка хлеба на весах в блокадном Ленинграде.