0
1172
Газета Время и место Интернет-версия

23.05.2008 00:00:00

Одна счастливая деревня

Тэги: берлин, природа, деревня


Идешь, свободный и беспечный, по уютному, сияющему весенней чистотой Берлину, решаешь – в кои-то веки – выбраться на благоухающую природу. Садишься в электричку и оказываешься в парке-заповеднике на краю города. И вдруг перед тобой – какой-то дряхлый ангар, заброшенное локомотивное депо, пахнущее столетней пылью и плесенью. Заходишь внутрь и попадаешь в какое-то пространство сталкеров, отклоненное от привычных законов земного тяготения, в котором ты двигаешься и ощущаешь себя совершенно иначе.

Тебя встречают одетые как будто в форму офицеров «джи-ай» симпатичные, подтянутые, стройные, изъясняющиеся исключительно на английском девушки (а юбчоночки-то больно короткие, и одна, самая бойкая и симпатичная, кажется, трансвестит), проверяют твой паспорт, заносят в реестр, снимают отпечатки пальцев, одаривая тебя ослепительной улыбкой, вежливо, но настойчиво ставят в длинную очередь. А затем в составе небольшой группы проводят в сторожку, где велят посмотреть видеофильм с изложением правил поведения в деревне Руби-таун, куда тебя нелегкая занесла и откуда тебе, пожалуй, не так просто будет выбраться.

Узнаешь, куда тебя угораздило попасть (деревня, в которой почитают культ пророчицы Марты Рубин, странствующей в пограничном мире между жизнью и смертью. Той самой Марты Рубин, которая, предсказав Первую мировую войну, бесследно исчезла за год до нее, проспала девяносто лет и недавно проснулась – стало быть, снова явилась миру. Деревню эту решено было опекать и охранять, так как тут творится неизвестно что. Деревня подверглась странному облучению, которое как раз и изучают армейские специалисты). Еще узнаешь, что положено (повиноваться всем указаниям военизированной охраны) и чего не положено (нарушать порядок, делать записи, оставаться в деревне более трех дней и трех ночей, вступать в сексуальные контакты).

И, наконец, слегка заинтригованный и сбитый с толку попадаешь в саму деревню. Двадцать две хилые лачуги, жалкие времянки, обтрепанные вагончики-прицепы для летнего отдыха на природе, набитые старой рухлядью, предметами жизни давно канувших в Лету пятидесятых–шестидесятых годов: старые, обвисающие обои, замызганные занавески как будто бы из твоего далекого детства, давно забытые пластмассовые радиолы, допотопные телевизоры со свалки, по которым Телевидение Северных Стран крутит исключительно старые черно-белые американские фильмы.

Такие же электроплитки, миниатюрные обогреватели, грязные раскладушки (впрочем, с чистыми постелями), такие же миниатюрные столики с примитивным бабушкиным скарбом наверху, чтиво из серии Panther Book of the Month, да еще половина нехитрой цыганской жизни выброшена на обзор на улицу: кастрюли, тазы, миски, поварешки, инструмент, корыто, ну и, конечно, застиранное белье на веревках.

Руби-таун

Едва входишь на территорию этой вольной деревушки, этого непонятно зачем охраняемого армией бантустана, своего рода Анатевки маленького народца явно южнославянского происхождения, как попадаешь в объятия милого, приветливого, абсолютно неагрессивного люда, который в детстве ты мог видеть в блуждавших тогда еще по белу свету цыганских таборах. Да цыганские лица и вправду мелькают то тут, то там.

Своей открытостью, ласковым обращением и невероятной говорливостью народец вовлекает тебя в свой мир и посвящает тебя в свою историю и свои мифы. Почему-то начинаешь их жалеть (хотя это им бы надо пожалеть тебя!) и выслушивать их жалобы, будто доктор. И незаметно для себя начинаешь жить этой чужой, навязанной тебе, пусть и осмотрительно и деликатно, жизнью, в которую увезла тебя возникшая из ничего, из одного слова, из одной случайной бытовой детали машина времени.

Тут высокий статный красавец Лео в длинных форейторских сапогах, в козьей шкуре, наброшенной на голые плечи, да еще и сабля припрятана под постелью, тут бородатый сдержанный Джоэль со своим шустрым сыном Джоном, радушный и неотесанный кабатчик Иван в нехитрой и небрежной – как и у большинства – крестьянской одежде, чудаковатый Йозеф в матерчатой шляпе, один из основателей деревни, добытчик пищи и всякой всячины, приторговывающий на границе (и даже, как рассказывают по секрету, однажды привезший в Руби-таун двух африканок – то ли выторговал, то ли похитил), а еще тут целых две дюжины женщин, да с каким сочным характером каждая: отзывчивая, послушная, мягкая Лилиана, которая любит парня из охраны, а должна выйти замуж за своего, за «рубинца» (вдруг срывается с места, ведет в казарму и показывает своего, спящего на койке после вахты), тонкая, как хворостинка, Саския (а еще ее зовут Люция), последний из родившихся 16 лет назад в Руби-тауне ребенок, натура поэтическая, просит всех послушать ее стихи, дородная Джорджана с жгучими южнославянскими глазами и черными как смоль волосами, которую сегодня должны выдать замуж.

Все они настолько естественны и натуральны, настолько вжились в свои образы – 100-процентное «Я есмь», – что отказываешься обличать их в игре или наигрыше, совершенно не видишь их в роли актеров и затрудняешься видеть какую-либо границу или лазейку между фикцией, вымыслом и действительностью. Ни один не расскажет тебе ничего лишнего, не расколется. А порой даже в отдельные минуты, проведя в Руби-тауне часов семь-восемь, ты готов и слезами облиться над их вымыслом, хоть до конца так и не понимаешь, разыгрывают тебя, или надувают, или просто так вот испокон века и живут.

Из каждого домика доносится легкая ностальгическая музыка, танго, фокстроты, блюзы, входят и выходят жильцы, растворяясь в массе зрителей, девушки слегка кокетничают, мужчины жуируют и флиртуют, то вдруг срываются с места и летят куда-то на всех парах, и кажется, сейчас откуда-то появится Виннету или Чингачгук и начнется пальба и ковбойские гонки. Ан нет. Все будет развиваться степенно, под присмотром гвардии, разгуливающей по территории, пока наконец ты не поймешь, что здесь ты – драматург собственной пьесы, которую ты должен сочинить из фрагментов зафиксированных тобой реалий и поведанных тебе историй жизни племени рубинцев.

Что это? Экзотическая деревня из какого-нибудь романа Карла Мая? Тебя захватила летающая тарелка? А вдруг параллельный мир? Произведение современной поп-культуры, заложившей в свой перформанс скрытый, намеренно не до конца ясный, флюоресцирующий смысл? Театральный, цирковой мирок под крышей ангара, искусственный, как и все, что существует под крышей шапито? Какое отношение это имеет к театру (а ведь этот проект Кельнский драматический театр взял под свою опеку)?..

Не отступая от тебя ни на шаг, они начинают водить тебя по своей деревне и рассказывать свои истории, с видом заговорщиков или невинных полутронувшихся умом пациентов этого нового Шерантона приоткрывать мрачные тайны (впрочем, кто-то наверняка думает: сочинять, пудрить мозги). Из этих историй, порой путаных, не совпадающих друг с другом, один толкует одно, а второй другое, в твоей голове постепенно складывается некий сюжет, большая фабула, объемлющая историю жизни этого, как они себя называют, нацменьшинства и их покровительницы, земной матери и божества Марты Рубин, а потом ты и сам внезапно открываешься и начинаешь рассказывать им про себя.

Мир вокруг

Рубинцы рассказывают свои истории кто с экспрессией, кто сентиментально, мечтательно, стараясь доказать, что есть в подлунной такое вольное государство в государстве, что есть и другая жизнь, построенная не на денежном обмене. Но их жизнь находится под угрозой, ибо этому народцу, зажатому – согласно мифу об их бытии – после бегства из Румынии (кто-то говорит, из Болгарии, а кто-то – из Португалии) на крохотном клочке земли между Севером и Югом, своего рода зоне по соседству с минным полем и огромными скалами, грозит вымирание: они скажут тебе с трепетом, полушепотом, будто чернобыльские сталкеры, что под их ногами давно уже выжженная земля, зелени нет и подавно, что их женщины больше не могут рожать – последний ребенок родился здесь семнадцать лет назад – и что причины своей беды они, простой люд, не знают, возлагая надежды на свою Марту, спящую там, наверху, в таком же ветхом дощатом доме, называемом ими капеллой. Прекрасное время их свободы в прошлом, тем с большим упорством они продолжают жить его иллюзией.

Они боятся мира, который их окружает, – и Север, и Юг опасен для жизни, относительный покой есть лишь в царстве Марты Рубин. Стараешься посетить все домики, и парикмахерскую Salon Lorena, будто бы из твоего детства, и продуктовую лавку, и все игрушечные барчики, откуда доносятся давно забытые шлягеры – Sonja-Bar, Rubi Star, – в каждом да найдешь и услышишь что-нибудь интересное.

Время от времени, по крохам тебе что-то рассказывают о ней, то и дело указывая на капеллу, где она спит, лишь изредка, по ей лишь одной слышному зову являясь общине и паломникам. Постепенно мистическая тайна Руби-тауна приоткрывает завесу над собой (история маленького гонимого народа, окруженного больной и враждебной цивилизаций), но не становится оттого более понятной. Их мифы и их правда приведут тебя в изумление и возбудят в тебе чувство сопричастности и гнева неведомой тебе природы, гнева, не жаждущего крови, а требующего от тебя что-то предпринять во имя их спасения.

Наконец тебе подают знак, и ты поднимаешься по деревянным ступенькам наверх, видишь издали изумительное миловидное личико спящей пророчицы, напоминающей Шемаханскую царицу, озираешься, видишь практически пустое помещение с несколькими образами, искусственными цветочками и скромными подношениями, как в ламаистской палатке где-нибудь в Сибири во времена застоя, когда отправлять религиозные ритуалы было невозможно, тебя просят очистить руки пудрой и присесть на коврик.

Эта простота и бедность вызывает в тебе еще большее чувство смирения. Лицезреть чудо явления Марты нет никакой надежды. Сидящая рядом у Мартова ложа под балдахином наперсница Стелла, щебечущая, будто Зулейка, обещает, что она, может быть, скоро и проснется. Через полчаса она действительно просыпается. С опухшими от продолжительного сна глазами она тем не менее кажется еще более привлекательной (сидели ли вы когда-либо рядом с живой святой?), потом она с трудом поднимает большие ресницы, улыбается нежной улыбкой Одигитрии, скользит далеко устремленным взором по головам сидящих пришельцев, останавливается почему-то на тебе и спрашивает: «Откуда ты?»

Потом просит поесть, а немного поев, соглашается ответить на несколько вопросов. Она знает многое, знает, что в пограничном мире между жизнью и смертью ничего нет, что нет ни рая, ни ада, а только тление и полное исчезновение и что и она когда-нибудь умрет. Нет, по ладони она не читает, по картам не гадает.

Она действительно видит сверху, что происходит с землей и все происходящее на земном шаре. Да, предсказания ее всегда мрачны, ибо мрачен этот мир и несовершенны порядки. Впрочем, проповедей она не читает, и после нескольких ее ответов, унося с собой еще большее количество вопросов, с которыми ты пришел, спешишь удалиться и дать место другим.

Час праздника

Между тем деревня живет своей жизнью, день близится к закату, и если тебе еще не наскучило здесь, ты можешь стать свидетелем чудовищного ритуала распределения полицейскими «гуманитарной помощи». Словно на вечернюю поверку, во фрунт выстроились у «казармы» охранники под предводительством капитана-трансвестита, внизу на полу яблоки, лук, капуста, хлеб, банки с тушенкой, напитки, на каждого жителя с гулькин нос, напротив, в очереди, – вооруженные кастрюлями и мисками рубинцы, с которыми ты уже успел перезнакомиться и подружиться.

Раздача милостыни на плацу происходит под утешающую и вдохновляющую музыку (под веберовского «Вольного стрелка»), и как ни хорохорятся мужчины, как ни веселятся женщины, на душе у всех, кто тесным кольцом окружил эту оперную массовку, тяжкое и горестное чувство коллективного унижения и позора (впрочем, в правилах ведь было написано: не выступать, не то на допрос и в каталажку┘)

С понурой головой, призадумавшись, идешь назад, на площадь перед капеллой, и вдруг – какой реприманд! – к тебе подходит офицер, помощница капитана охраны и передает от имени своего начальника приглашение на чашечку кофе. Странное, честно говоря, охватывает чувство, когда становишься объектом внимания секретной службы – странно, почему это именно ты попал в поле зрения? И пока Captain Starn неторопливо, с идеально поставленной улыбкой рассказывает о гуманитарной миссии северных государств, ты сам только и мечтаешь, как бы поскорее окончилась аудиенция. Ты уже готов как можно скорее покинуть эту землю обетованную, как к тебе подходят жених с невестой и Люция, стихи которой ты так пока и не выслушал, право же, как можно не остаться┘

Сгущаются сумерки, и заканчивается украшение небольшой палатки напротив капеллы, где будет восседать брачующаяся пара. Наступает пора свадебного ритуала. На всех простые бесхитростные украшения – цепочки из кукурузных хлопьев, предварительно заготовленные всем миром с участием гостей. Девушки в белых кружевных платьях обносят жителей деревни и гостей блюдами с сахаром и с костью, вокруг которой намотана веревка (надо посыпать ее сахаром, чтоб слаще была жизнь молодых, – именно этой веревкой Марта опутает тела молодых, навечно соединив их в брачном союзе). Затем все девушки деревни входят в магический круг и, охраняемые со всех сторон юношами, исполняют изнурительно долгий ритуальный танец, вначале напоминающий коло, в ходе которого они доходят до эротического исступления: так девушки Руби-тауна заклинают небо послать им детей. Внезапно со всех сторон вихрем вылетают полуобнаженные мужчины и начинают в бешеном темпе гонять кости по площади перед капеллой. Игра опасна, ты инстинктивно пятишься назад, но все равно какое-нибудь полное силы молодое тело заденет или толкнет тебя прямо в толпу.

Но на этом заклятия и страхи кончаются, настает час праздника, преображающий и Марту, и рубинцев. «Вы не ведаете, что за счастье вам выпало – увидеть эту свадьбу», – возглашает весельчак Гектор, обращаясь к толпе. И вполне может быть, что вы увидите такую простую и бесхитростную, но полную искренних страстей свадьбу один-единственный раз в жизни┘ эти бесконечные братские объятия с пожеланиями счастья┘ эти бесхитростные подарки в виде скарба на каждый день и домашних приготовлений, ящика виски, заморских сладостей и ананасов, которые тут же пойдут на братский стол┘ этот танец с захмелевшей Саскией в обнимку┘ сермяжное кукурузное счастье┘

Не раз ты бросишь взгляд на одиноко стоящую на балкончике капеллы Марту в пышных узорчатых платьях, с сигаретой в руках, напоминающую теперь в лучах заходящего солнца старую мудрую цыганку, поощрительно глядящую на молодежь, и тебе будет казаться, что и она пристально смотрит на тебя, словно хочет сказать нечто пророческое, но не может. Почему она здесь? Кто послал ее? Неужели это та самая девочка, которая якобы в 1880 году появилась неведомо откуда в цирке, блистала как наездница и танцовщица, а потом вдруг обрела дар мрачной пророчицы? Слепящая тьма неполного знания и мировой путаницы, которая, будто в модели, отразилась в ее деревне и ее недостроенной истории, застилает ей глаза. Ей больше нечего сказать тебе, кроме того, что она сказала им в трансе: «Все будет так, как было раньше». Есть только то, что ты можешь услышать в собственной душе, если откроешь ее миру, как Марта. Но ты никогда не забудешь эти глаза с поволокой, жгущие тебе душу.

Потом тебя снова пропустят через контрольно-пропускной пункт, стройненькие вышколенные полицейские во главе со все так же безукоризненным капитаном-трансвеститом поставят тебя, слегка ошалелого от увиденного и пережитого, на место, отметив тебя в своем списке, вернут паспорт и отправят тебя в твою прошлую привычную жизнь, где давно уже нет никакой сумасбродной деревни и никакой Марты Рубин.

Уйти, чтобы вернуться

Перформансы Ливинг-театра, родившиеся на волне событий 68-го года, требовали рая сегодня и видели этот рай в радостном хаотическом общении голых тел, вплоть до спаривания. Перформансы Шехнера, хотя и нацелены были на разрушение порядка, имели четко разработанную структуру. Вызывающие инсталляции вечно левого задиры Шлингензифа вообще не имеют ролевой игры, отчего кажутся слишком эстетскими, сухими, политизированными и надрывными. Перформансы группы СИГНА, вырастающие из хаоса самой действительности и существующие на грани реальности и фикции, имеют мало общего со своими предшественниками эпохи антибуржуазного бунта. Фантазия их питается равно как богатейшей поп-культурой Запада, так и не менее богатым фольклором европейских народов и опирается на законы классической драмы, где не обойтись без завязки, единства действия, сюжета и живых, разработанных характеров.

Марта Рубин, Руби-таун – плод фантазии датской перформансистки и художника-инсталлятора Сигны Сёренсен (она же Марта Рубин), работающей вместе с австрийским медийным художником Артуром Кёстлером и художником-декоратором Томасом Бо Нильссоном. Вместе с 30 актерами-любителями они – группа «Сигна» – ищут, как правило, старые заброшенные здания и пытаются создать в них новое квазитеатральное пространство, не привязанное к какому-нибудь определенному времени. «Сигна» ставит вопросы о мироустройстве, дичающем человеческом общежитии, которые современное общество пытается вытеснить из сознания обывателя. Она уже обрела известность благодаря своим работам в Дании, Швеции, Испании, Аргентине, и вот теперь первый опыт сотрудничества с немецким профессиональным театром. «Марта Рубин» – первый перформанс, приглашенный на Берлинский фестиваль «Театральные встречи» за всю историю его 45-летнего существования. О кухне работы группы пока что мало известно (знаем только, что «хлам» и реквизит для немецкого перформанса они подбирали в заброшенных деревнях вокруг Кёльна, где когда-то процветала угледобывающая промышленность).

«Марта Рубин» – пример открытой формы, не завершенной в своей фабуле и постоянно развивающейся во времени (от 36 до 192 или даже 250 часов в разных перформансах) структуры, которая может получить завершение лишь в фантазии зрителей. Поэтому они так рвутся сюда, приходят снова и снова, чтобы расшифровать до конца скрытую модель и примерить ее к собственной, такой далекой чужакам Руби-тауна жизни. Утопический потенциал «Сигны» пока не исчерпан. Зовет ли «Сигна» к бегству от действительности? Вряд ли. Она лишь хочет показать, что время от времени надо уходить, чтобы вернуться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1452
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1655
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1765
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4075

Другие новости