В 2005 году во время визита в Грузию президент Буш, знакомясь с современным грузинским искусством, что называется, запал на картину «Старый Тбилиси» Русудан Хантадзе-Андроникашвили. Следуя законам кавказского гостеприимства, грузинская сторона передала гостю эту работу в дар. Спустя месяц художница получила по почте большой конверт из Белого дома. В письме президента были, в частности, такие слова: «Мы с Лорой благодарны Вам за Ваше искусство». К тому времени работы Русудан Хантадзе уже были выставлены в Белом доме, Вашингтонском музее женского искусства, галерее Арнольда Зальцмана в Нью-Йорке. А теперь вот появились в частной коллекции президента.
Америка была покорена. И не только Америка. Картины Русудан представлены и в собраниях коллекционеров Германии, Бельгии, Франции. А на днях ее выставка открылась в залах Академии художеств. Посетители смогут увидеть как давнишние, так и новые работы. Тематически их можно разделить на три неравные части. «Старый Тбилиси» – воспоминание о том, чего уж больше нет; «Лица» – это наше сегодня, иногда, увы, безрадостное; «Пейзажи» повествуют о счастье... Нет, там изображены не влюбленные парочки или упитанные младенцы, а всего лишь деревья или реки, или дороги. Но другие, те, что из летучих снов, простых сказок, из смешных и наивных советских мультфильмов.
Русудан Хантадзе-Андроникашвили живет в Москве с 1967 года. Более 20 лет она проработала старшим советником по культуре посольства Грузии. Ее творческий почерк не меняется с годами, хотя, возможно, в манере письма появилось больше свободы, тонкости и непринужденности.
Художница создает не картины, но особый мир, «взволнованный и странный», в котором есть что-то первобытно мощное и настоящее. Ее мир расположен в теплых широтах, не знающих вьюг, снегопадов и морозов. Там живет весна, а может быть, лето; в крайнем случае – и только изредка – осень; но всегда солнечно. А если солнце «не в кадре», то его присутствие ощущается в рисунке тени, в мареве воздуха, сиянии неба.
С равным успехом это могут быть Грузия или Таиланд, или Иран. Но скорее всего ни то, ни другое, ни третье. Это страна единственного гражданина – творческой фантазии художника. Но границы открыты, и любому внимательному и заинтересованному зрителю предоставляется безвизовый режим.