0
2934
Газета Время и место Интернет-версия

07.03.2008 00:00:00

О вкусе, стиле и моде

Тэги: стиль, мода, вкус


Мода меня интересовала давно, еще до того, как я приблизился к ней на достаточно близкое расстояние. Будучи студентом, я изучил в рамках курса «история экономической мысли» книгу Торстена Веблена «Теория праздного класса». Веблен отнесся к моде как институту общества, побуждающего своих членов к определенным действиям. Поскольку мужская мода в то время была предельно консервативна – котелок, сюртук, штиблеты, – то главным объектом и субъектом моды были женщины. Посылая их на выходные в Париж за новой шляпкой или платьем, мужчина как бы отчитывался перед обществом о своей финансовой состоятельности. Мода, как постоянная смена нарядов за рамками практической необходимости, всегда требует толстого кошелька. Мужчины, наряжая своих жен, как рождественские елки, хвастаются прежде всего в собственных интересах и в угоду собственному тщеславию.

Веблен назвал это институтом, положив начало научному направлению, названному институционализмом.

Потребление напоказ

Ключевая категория моды – демонстрационное потребление. Модное потребление – потребление напоказ, потребление для чужих глаз, для того, чтобы быть замеченным и отмеченным. Лиши его этой сущности, и мода исчезнет.

По мере роста моих доходов, детей и возможностей мода из теоретической категории трансформировалась в предмет практических забот и усилий. Мощный импульс этим процессам придала моя дочь Варвара, растущая умной, красивой, пытливой и творческой личностью. Ее стремление во всем разобраться досконально, вдумчивое отношение к информации о мире моды и стиля побуждают и меня к постоянному развитию в этом направлении.

Мы ездим с Варей по миру, знакомимся с людьми из мира моды и стиля, узнаем новые нюансы, скрытые от посторонних глаз. Это интересно, это развивает, это воспитывает вкус и стиль. При наличии денег это, пожалуй, самое главное, что я могу передать Варе для того, чтобы она гармоничным образом их тратила на радость себе и окружающим ее людям.

Самым системообразующим оказалось знакомство с Haute Couture как предельным воплощением того, что называется миром моды. После спада 90-х из-за войны в Персидском заливе Haute Couture опять на подъеме благодаря высоким ценам на нефть и процветанию нефтедобывающих стран Залива, мощному экономическому росту в Азии, Индии, России, Бразилии. Все новые клиенты Домов моды из этих стран. У Dior 32% клиентов из Саудовской Аравии. Chanel и Giorgio Armani дублируют свои парижские показы в Гонконге и Нью-Дели. Представители Valentino не отрицают, что приезжают в Москву и Дубай для встреч со своими клиентами.

В Париже продается только 10% продукции Домов высокой моды. Dior к своему 60-летию устроил показ новой коллекции в Версале. По ходу вечера почти все из 45 новых нарядов были проданы┘ в шоу-руме Dior на Пятой Авеню в Нью-Йорке.

Кстати, постоянных клиентов Домов высокой моды не так много. По мнению экспертов, человек 200–300 во всем мире. Одна из самых заметных модниц-тусовщиц США Бека Касон Трэш весьма скептически относится к этой цифре: «Двести? Я вижу одних и тех же два десятка женщин на всех показах». Думается, это преуменьшение: два десятка знакомых Беки Трэш – ее соотечественницы, а есть еще модницы из Южной Америки, России, Ближнего Востока, которые не пропускают важнейшие показы.

Высокая мода всегда делается вручную, всегда в Париже, всегда по точным индивидуальным меркам из тщательно подобранных материалов. Срок изготовления наряда – 6–12 недель, обязательно делается три примерки. Весьма распространенная картина – посылка частного самолета клиента из Риада, Нью-Йорка или Москвы в Париж за портным.

Высококвалифицированный персонал с колоссальным опытом и традициями – портные, закройщики, швеи, обметчицы петель, создатели поясов, лент, шнуров – сосредоточен в Париже. Без этих людей воплотить в жизнь сложные замыслы Кутюрье невозможно. В прошлом году Chanel купила шесть парижских ателье со всем персоналом, укрепив свои производственные возможности, что позволило сократить сроки изготовления заказов, увеличив их число.

Идеальным клиентом Haute Couture считается тот, кто за год размещает три полноценных заказа.

В 2005 году в элиту Haute Couture ворвался Giorgio Armani, создавший PrivE line для производства высокой моды. Уже в первый год Armani удалось довести среднее число заказов на одного клиента до трех. При этом это единственный Дом, который берется выполнить заказ за четыре недели. Armani после участия в парижском показе выразил недовольство его форматом. Большинство его клиентов не хотят попадать в объективы хроникеров, и им не хочется, чтобы выбранные ими наряды на следующий день красовались на первых страницах утренних газет. Поэтому уже второй год подряд Armani устраивает два показа: один для журналистов, другой для 200 постоянных клиентов.

С 2006 года Стефан Ролан, дизайнер для Жана Луи Шеррера, также отказался от больших показов в пользу закрытых презентаций для своих важных клиентов, преимущественно из стран Персидского залива.

Шикарные женщины

Клиенты Haute Couture не гонятся за последней модой. Для них важны абсолютная редкость и эксклюзивность. Им нужна исключительно ручная работа по точнейшим меркам, снятым с клиента, и выполненная из материалов наилучшего качества.

Такой подход, естественно, делает каждый наряд Haute Couture произведением искусства. И коллекция образцов высокой моды с годами обретает именно такую ценность. В США самой примечательной частной коллекцией нарядов Haute Couture является коллекция Нэн Кемпнер, собиравшаяся почти полвека. Именно об этой американке легендарная редактор Vogue Диана Врилэнд однажды сказала: «В Америке нет шикарных женщин, за исключением Нэн Кемпнер». К сожалению, она умерла в 2005 году, но ее коллекцию можно увидеть на различных стендах в институтах и музеях моды.

На место и роль Кемпнер в США претендует уже упоминавшаяся Бека Касон Трэш – жена техасского мультимиллионера. Она – завсегдатай парижских показов, ее можно видеть в январе и июле в первом ряду возле подиума вместе с Бетти Лагардер, бразильской красавицей, женой французского магната и иорданской принцессой Фириаль.

Бека Трэш никогда не одевается в предметы новой коллекции с ног до головы. Ее стиль – комбинация элементов коллекций разных сезонов. Она часто разбивает наряды, покупая или верх, или низ, чтобы они подошли к ее нынешнему виду. Она тем самым борется с представлением о моде на один сезон: сезон окончен – коллекция мертва. Подключение к гардеробу элементов разных коллекций придает ее стилю неотразимый шарм.

Практичные американки думают об амортизации затрат на свои наряды. Во-первых, они появляются в купленных платьях четыре-пять раз за пару лет в разных столицах мира моды: в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Милане. А во-вторых, когда передают предметы своих коллекций в качестве благотворительного взноса в фонды и музеи моды, то стоимость переданного вычитают из налогооблагаемой базы.

Шанс для каждой

Путешествуя с Варварой по миру, общаясь с людьми, причастными к Высокой моде, мы лучше понимаем моду обыкновенную, моду готового платья, ту, которая окружает нас повседневно. Здесь на первый план выходят такие понятия, как вкус и стиль.

Вкус – продукт индивидуально добытой культуры, представлений о параметрах собственной личности, границах личной свободы. Вкус нужен для того, чтобы выбирать между предлагаемыми альтернативами стиля и моды.

Стиль – это вкус, воплощенный в конкретный набор манер, вещей, визуальных решений в отношении собственной внешности.

Роль стилистов, визажистов, парикмахеров возросла в последние годы неимоверно. Физически ущербные, непривлекательные в рамках обычного стиля люди превращаются в иконы стиля, кумиров миллионов. С детства облысевшие актеры, вместо того чтобы играть бухгалтера в нарукавниках, обрили свои черепа, накачали бицепсы и прессы и превратились в звезд экрана, хип-хопа, рэпа. Непривлекательные девушки с кривыми ногами и отсутствующей талией, худые до уродства, с неправильными чертами лица и пористой кожей при помощи стилистов превратились в знаменитостей. Кейт Мосс, Каролина Бессет Кеннеди, Рената Литвинова, Виктория Бекхэм, Тутта Ларсен, Гоша Куценко, Федор Бондарчук┘ Примеров много. У каждого свои перед глазами.

Мне это нравится. В этом проявляется демократизм стиля и моды. Личные усилия, амбиции, видение, спа-процедуры, талассо-терапия, пилатес, йога, собственная манера смотреть и говорить – все это доступно любому. Здесь таится шанс для каждого удивить знакомых, развернуть вектор судьбы в обратную сторону.

Другой вопрос – организация собственной жизни не как подвиг, а как система, протяженность во времени. Быть стильным и модным на работе и дома всегда, а не от праздника к празднику – следствие собственного вкуса и постоянных усилий. Для такой жизни эпатажная глянцевая броскость – моветон. То, что смотрится здорово в клипе Pink, редко подойдет для похода на работу в офис, а коктейльное платье с блестками и декольте не вяжется с толкотней в метро ранним утром рабочего дня.

Я понимаю, что женщинам скучно, хочется себя порадовать, а может быть, и коллегу по работе, но кто-то должен ей сказать, что этот наряд безвкусен в контексте места и времени.

Кто должен дать такой совет? Как корректировать стиль и манеры близких людей? Как развивать вкус?

Тема деликатная. Но не безнадежно убитая. Ключевой элемент – такт. Бестактное замечание, совет, поучение всегда воспринимается в штыки. Я опросил массу женщин, готовы ли они слушать советы по поводу собственного стиля и вкуса. Все говорят одно и то же: готовы слушать того, кто любит, кто своим советом не хочет обидеть, унизить, высмеять, кому я верю, что своим советом он хочет от меня перемен к лучшему. Понятно. Но где их взять, этих любящих, умных людей, с авторитетом в области стиля и моды?

Проблема. Самая сложная из тех, что приходится решать ежедневно большинству людей.

Российское общество развивается в своей буржуазности невиданными темпами, демонстрируя потрясающую способность к самосовершенствованию. Где малиновые пиджаки и золотые цепи до пупа? Дети первых новых русских – уже вполне приятные юноши и девушки с хорошим вкусом.

Средний класс потребляет не только вещи как таковые, но и моду, стиль. Не случайно почти все глянцевые журналы у нас – журналы стиля, образа жизни и потребления. Путеводители по этому новому миру. Прямо пропорционально растущей совокупной аудитории этих журналов идет просвещение людей. Происходит рихтовка общественных вкусов.

Появляются авторитетные специалисты в области моды и стиля. К ним прислушиваются. Они корректируют заблуждения и ложные представления о сочетаемости вещей.

Адекватного форума для Haute Couture в стране пока нет. Содержательно оценить твой наряд некому. Надеюсь, пока. Как только появятся эксперты, квалифицированные журналисты в области Haute Couture, способные описать достоинства нарядов «из Парижа», так появятся и их носители. Продвинутые, грамотные.

Ведь не будем забывать, что мода – прежде всего демонстрационное потребление, сигнал обществу, что ты – на коне. В условиях быстрого роста экономики стремительно увеличивается число успешных людей, расширяется «праздный класс». Мода и стиль будут играть возрастающую роль в самоутверждении преуспевающих. Модным быть – стильно, равно как и стильным быть – модно.

Haute Couture – от французского «высокое шитье»

Во Франции термин Haute Couture защищен законом. Понятие определено Торгово-промышленной палатой. В положении ТПП сказано, что название Haute Couture могут использовать только те компании, которые попадают в список, утверждаемый ежегодно Министерством промышленности Франции. Критерии Haute Couture были разработаны в 1945 году и обновлены в 1992 году. Чтобы иметь право называться Haute Couture в рекламных целях, дом моды должен следовать таким основным правилам:

– делать одежду на заказ частным клиентам с одной примеркой как минимум;

– иметь ателье в Париже, в котором полный рабочий день работают не менее 15 человек;

– дважды в год (каждый сезон) представлять коллекцию парижской прессе. Коллекция должна состоять как минимум из 35 нарядов, как вечерних, так и повседневных.

Французские дома моды, входящие в категорию Haute Couture:

1. Adeline Andre
2. Chanel
3. Christian Dior
4. Christian Lacroix
5. Dominique Sirop
6. Emanuel Ungaro═
7. Franck Sorbier═
8. Givenchy
9. Jean Paul Gaultier
10. Jean-Louis Scherrer

Иностранные дома моды, входящие в категорию Haute Couture:

1. Elie Saab
2. Giorgio Armani
3. Valentino


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1265
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
898
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1047
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1059

Другие новости