0
1088
Газета Время и место Интернет-версия

01.12.2001 00:00:00

Достакан, тарель и фельдмаршальский погон

Тэги: история, музей


Исторический музей - одно из самых красивых зданий в Москве. Необычны и музейные интерьеры. В середине декабря торжественно будут открыты воссозданные залы, убранство которых было утрачено. Однако по-прежнему некоторые хранят тайны. В одном из них - двухэтажном, круглом, с винтовой лестницей - замурованы документы о строительстве, в которых подробно описывается, как тщательно закрывали все щели и отверстия. Это сейф-хранилище драгоценностей. В нем скрыты более 30 тысяч памятников - изделий из золота и серебра русских, западноевропейских и восточных мастеров.

На выставке, что сейчас проходит в Историческом музее, показано всего лишь 150 экспонатов. И с каждым предметом связана увлекательная история. Например, стакан царя Федора Иоанновича. Стакан как стакан, хотя любопытно и само определение сосуда - "достакан царя Федора Иоанновича", как на нем начертано. Необычным открытием поделилась заведующая отделом драгоценных металлов Татьяна Сизова:

- Для меня было очень интересно узнать, что слово "достакан" произошло от татарского "достаган", что означает "пить". Вот такие сведения еще и по истории нашего языкознания. И чеканная чарочка Максима Яковлевича Строганова, ровесница достакана, также раскрывает традицию русского ювелирного искусства конца ХVI века, но не только. Припоминается сам Максим Строганов и его брат Никита, которые в 80-е годы ХVI века стояли у истоков похода Ермака в Сибирь. Они были, как сейчас мы скажем, спонсорами этого мероприятия. Четыре года собирали казаков - поили, кормили, обеспечивали деньгами, лошадьми и прочим, а потом отправили на завоевание Сибири. И в результате уже в ХVII веке Строгановы имели очень большие дивиденды - материальные и моральные. Они стали почетными гражданами России, подлежали только царскому суду, то есть никто кроме царя не мог их судить. Строгановы имели право строить крепости, города, лить пушки, иметь собственное войско и беспошлинно торговать на огромной территории.

Особая традиция на Руси - жалованные предметы, которые вручались конкретным людям за какие-то конкретные деяния. Несмотря на всю их роскошь, частенько они служили верительными грамотами, давали полномочия на осуществление неких действий и права, оговоренные жалователем, понимай государем. Подобные вещи были непременно надписаны. На стенках золоченого ковша выгравировано: "Сей ковш пожалован из казны Ея Императорского Величества московскому 1 гильдии купцу Авраму Василия сыну Зубкову за то, что первый явился в правительствующем Сенате с желанием принять петербургские и московские питейные сборы, а тем и побудил прочих явиться к торгам. 1770 года декабря 1-го дня". То есть купец этот спровоцировал организацию тендера, за что и заслужил высшее поощрение. Наличие двуглавых орлов на ковшах и стопах также показывает, что это не простые - жалованные вещи.

Отдельная история - русские эмали. Малюсенькие чарочки ХVII века - мужская и женская, на 15 капель, повествуют, что слухи о разгульном русском пьянстве были сильно преувеличены. Известно, что русские эмали получили особенный расцвет в ХIХ - начале ХХ века. Изделия различных ювелирных фабрик воспроизводят традиционные национальные формы, к примеру, жалованная стопа, подаренная наследником - будущим Николаем II - принцу персидскому в 1887 году. Замечателен винный набор с графином в виде петуха производства фабрики Хлебникова; с ним связана просто детективная история, которую рассказала Татьяна Сизова:

- Долгое время было известно, что этот набор существует, потому что было опубликовано его изображение в журнале художественно-промышленных выставок, но собственно самого его нигде не было. Петух появился в музее в середине 60-х годов. Это была частная продажа, набор отдал в музей эстонец за очень небольшую, чисто символическую сумму. Он понимал его огромную художественную ценность и рассказал, что во время войны русские спасли ему жизнь, и хотел отблагодарить нацию. Таким образом сегодня в музее хранятся пять чарок, поднос и сам графин. Однако шестую чарку найти не удавалось. И вот два года назад, оказавшись в Варшаве, в Национальном музее, я попросила хранителя показать что-нибудь русское - яркое и необычное. И он мне вынес шестую чарку┘ Оказывается, польская таможня конфисковала ее при попытке вывоза в Германию. Я с восторгом рассказала полякам о всем семействе, которое хранится в Москве, в Историческом музее, и потом послала фотографию.

В хранилище сегодня находится множество памятников церковного искусства, среди которых редчайшие художественные ценности, к примеру, маленький шиферный новгородский образок ХIV века в скромной серебряной оправе. Именно с такого незатейливого обрамления и началось все то великолепие, которое прославило русское церковное ювелирное искусство - пышное, нарядное, красивое и богатое. Один из самых великолепных образцов - оклад иконы ХVIII века. (Икона тоже хранится в музее, но сейчас ее нельзя экспонировать в окладе, потому что за годы доска деформировалась.) Икона и оклад - именные и созданы по велению юных царей Иоанна, Петра и царевны Софьи в 1686 для вклада в Успенский девичий монастырь Александровой слободы. Вклады вообще были в практике царской семьи и аристократии: потир 1643 года - вклад царицы Евдокии, супруги Михаила Романова, в память об их умершей дочери царевне Елене. Тарель с владельческой надписью царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I, после ее смерти была передана в один из монастырей царевичем Алексеем в память о бабушке.

Есть и просто необычные вещицы. К примеру, фотоальбом, сделанный в форме фельдмаршальского погона с накладной монограммой императора Николая I под императорской короной. Он подарен в 1873 году одному из военнослужащих. В нем фотографии сослуживцев по полку с факсимильными подписями. Хранятся и совсем таинственные экспонаты. Тайной окутана история серебряного блюда, которому нет аналогов. Больше всего похожи на него щиты, которые делались итальянцами при дворе французского короля Франциска II в ХVI веке. Бывший владелец ничего не рассказал специалистам об истории уникальной вещи, да и само появление его в музее, по воспоминаниям Татьяны Сизовой, было весьма своеобразным.

- Принес его, завернутое в простыню, старичок. Он заявил, что хочет подарить блюдо музею, и не взял денег. Но у него была единственная просьба: он хотел, чтобы об этом подарке напечатали сообщение в газетах. Дедушка не производил впечатления тщеславного человека, и мы предположили, что, вероятно, он хотел дать понять, что это блюдо находится в государственном хранилище. Старичок вскоре скончался, а музей остался с очередной загадкой. Когда возили блюдо в Париж на выставку, французы не подтвердили и не опровергли наших изысканий, и оно экспонировалось с нашей аннотацией - сделано итальянцами во Франции.

Множество интригующих легенд и историй хранят вещи из запасников Исторического музея. Надо помнить, однако, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1465
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3365
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2454
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1972

Другие новости