В тот день на московских улицах непогодилось. Зонты просили оставить у входа в зал. На улицах Аугсбурга, заботливо воспроизведенных окнами-видеопроекциями, было спокойно-хорошо среди узких улочек с цветными домишками шириной в три окна и соборных башен с витиеватыми куполами. Старый город вобрал в себя новую жизнь, впустил велосипедистов и автобусы, лихо въезжающие с одного экрана на другой. На таком фоне разворачивается жизнь вольного имперского города, дух которой реконструируют две сотни предметов от мала (игральные фишки) до велика (скульптуры для фонтана и рельефы знаменитого Адриана де Вриса) из аугсбургских Музея Максимилиана и дворца Шецлера. Это – первая в Кремле выставка-презентация древнего города (речь о периоде его расцвета в XVI–XVIII веках). Внушительный список спонсоров выставки венчает патронат Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева. Российско-немецкий обмен художественными любезностями начался еще в прошлом году, когда в Музее Максимилиана показали аугсбургское серебро из внушительной коллекции Оружейной палаты (о чем еще раз напомнила в каталоге г-жа Меркель).
Начинавшийся как римская колония, ставший в XIII веке вольным имперским городом Аугсбург, лишился своего статуса в 1806-м – когда Наполеон перекраивал политическую карту Европы – и вошел в состав Баварского королевства. До тех пор он славился своими купцами и банкирами Фуггерами (у которых одалживались сами Габсбурги, взамен предоставляя в их распоряжение серебряные рудники), надежной базой для прихотливого почти до гедонизма ювелирного искусства.
В зале висит гравированная панорама Аугсбурга с высоты птичьего полета XVII века. Зрелище – на первый взгляд ничего особенного, если подойти вплотную – незаурядное. Здесь не только можно узнать главные городские ориентиры вроде собора и ратуши, но и поразглядывать вальяжных всадников и суетящихся горожан. А там, где дорога огибает городскую стену, повозка, плетущаяся куда-то вдаль, стараниями мастера лихо поползла вверх. Город живет.
Аугсбургские традиции кроме цеховых кубков (у булочников, например, его венчает колоритный персонаж с огромным кренделем) покажут картины так называемых родовых балов, что устраивала городская знать в XV–XVI столетиях. «Звучащая мебель» – фантазия на тему музыкальных инструментов и художественной мебели). Расписные свадебные блюда – они майоликовые часто заказывали в Италии, еще с Возрождения взявшей инициативу в этом искусстве на себя┘
Являясь крупным европейским центром, Аугсбург чутко улавливал художественные веяния с разных сторон. Одни живописцы отправлялись учиться в Италию и там вместе со всеми продолжали тосковать по античности или же вторили шумным барочным росписям. Другие, как Иоганн Андреас Телотт со своим рельефом «Охота», засматривались на главного французского маньериста Жака Калло. На кружке Георга Петеля, побывавшего в Антверпене и подружившегося с Рубенсом, обмякшее тело Силена, если присмотреться, является переводом в языческое русло изображений Христа из рубенсовских «Снятий с креста». Барочная избыточность, манерность рококо (в огромном сервизе-чемодане для путешествий) и удивительной тонкости ювелирная работа – все налицо.
Тем временем видео начинает тускнеть – на улицах Аугсбурга вечереет. Вот-вот посыпятся звездочки фейерверка┘ через несколько минут там начнется новый день.