0
967
Газета Тема Интернет-версия

05.06.2009 00:00:00

В Пермь за разумом

Тэги: пермь, фестиваль, искусство


Марат Гельман нашел свой формат – так говорили те, кто в Пермь не поехал. Те, кто поехал, имели счастье в этом убедиться. Впрочем, их было на 6–8 человек меньше, чем могло быть. Часть группы завернули в аэропорту – забронированные билеты как-то исчезли с монитора влюбленной или просто рассеянной сотрудницы «Аэрофлота». Группа товарищей, отчисленных судьбой из стройных рядов участников фестиваля «Живая Пермь», испуганных перспективой коротать ночь в аэропорту, отправилась по домам. Остальные, поеживаясь, грузились на борт имени Шнитке и вспоминали всякие ужастики, когда берешь билет и думаешь, что тебе повезло с тем, что место твое в воздухе куплено и все нормально с ним. Ан нет – в финале оказывается, что те, кто хотел, но не попал, – более везучие. Дальше – воображаемые кинематографичные сцены разгерметизации салона, некрологи вроде: «Любовь к современному искусству оказалась роковой для следующих некоторых...», распадающийся на молекулы мобильный телефон с смс-текстами: «Мама, я в Пермь». Ответ: «Нечего там делать». И прочее.

Среди оптимистично настроенных фаталистов были замечены кинематографист Евгений Митта с женой Еленой, режиссер Валерия Гай-Германика, главная на Винзаводе Софья Троценко, начальница отдела культуры журнала L'Officiel Катерина Матросова и ваш корреспондент. Прочие попутчики и сочувствующие честно положили руку на сердце и сказали, что, хотя их и пустили в самолет, на Урале они намерены закрыть ставни и отоспаться в гостинице. Не вышло. Пермь действительно живая.

Теперь все по порядку. «Живая Пермь» – это фестиваль современного искусства таких странных масштабов, что становится немного не по себе. Марат Гельман – московский галерист с судьбой, стажем и репутацией, предпринявший акт духовного раскулачивания Москвы. Марат Гельман убедил сенатора Гордеева в том, что пока строительство мегамузея современного искусства, которое согласно докризисным планам должно было воплотить в жизнь на Пермской земле футуристичный проект молодого архитектора Бориса Бернаскони, подвисло в воздухе, все равно надо что-то делать. Так Гельман стал директором музея РЕRMM, расположившегося в здании бывшего речного вокзала.

В фестивале «Живая Пермь» речной вокзал участвовал выставкой «МоскваПолис», которую стоит признать достойнейшим кураторским усилием Анастасии Митюшиной и Михаила Суркова. Привезли соль Московской земли. Саму суть арт-сцены – тут и проект «Для радио» Влада Ефимова, победивший на премии «Инновация», и Беляев-Гинтовт, получивший премию Кандинского и кучу неприятностей, и воспроизведение работы Бориса Матросова 2005 года – гигантские фанерные буквы «Счастье не за горами!» украшали первое «АртПоле», теперь они стоят на берегу реки в Перми. Под балконом бывшего речного вокзала идет бабушка в панаме, вязанной крючком, и разговаривает с кем-то по мобильному телефону: «Ты где? А счастье не за горами!» Обещание скорого счастья особенно нравилось местному населению. Конечно, многое из того, что показано от имени и лица самых влиятельных московских галерей, не ново и предсказуемо. Но это вовсе не значит, что стоит соглашаться с молодым художником из Нижнего Новгорода Николаем Олейниковым, написавшим для «МоскваПолиса» программное полотно-панно «Стойло-2». Олейников провокативно и прямо обращается к пермякам: «Теперь у вас есть музей, но здесь вас кормят суррогатным силосом, трухой и накипью. Это ваш музей. Требуйте настоящего искусства».

А настоящее искусство – это какое? Вот, например, Петр Иванович Субботин-Пермяк (1886–1923) тоже требовал только настоящего искусства от себя и других. Требовал фанатично и неистово. Выставку-жизнеописание в рамках фестиваля «Живая Пермь» представили куратор Екатерина Деготь и наследник московского концептуализма Леонид Тишков. Экспозиция «Кудымкор – локомотив будущего» в Пермской художественной галерее – вполне страница платоновской прозы. Субботин-Пермяк – человек, мечтавший о будущем, которое настало без него. Одно слово – персонаж. В 1919-м готовил серию эскизов праздничного оформления Москвы к первой годовщине Красной армии. Писал: «Столько дела! И все нужно». Соглашался с женой, а она говорила: «В гору! В гору! Только в гору! Жизнь сильна девятым валом!» Славил родной Кудымкор – маленькое село в Пермской губернии, где родился в семье установщика мельниц художник – воспитатель художников. Субботинские лозунги, воспроизведенные на красных кумачах Леонидом Тишковым, погружают зрителя в авангардный миф и напоминают о подвижнической деятельности пермского самородка. В слоеном пироге искусства разных времен и народов в Пермской художественной галерее Субботин-Пермяк смотрится еще более сюрреалистично, чем можно было бы себе вообразить, просто размышляя на тему его времени вслед за кураторской мыслью Екатерины Деготь, рядом экспозиция Георга Базелица «Базелиц – хороший художник плохого искусства», сверху – знаменитая пермская деревянная скульптура, изображающая Христа на манер языческих божков в компании пухлощеких ангелов с ярковыраженными чертами коренного населения Коми-Пермяцкой земли. Сама галерея – бывший храм с уцелевшими иконостасами, внизу – красные кумачи от Тишкова.

«Создание институтов объективного изучения приемов и систем нового искусства создаст возможность популяризировать идеи через новое искусство, сделать искусство для трудящихся – сделать творческие пути возможными – желательными для масс», – пишет из Кудымкора Субботин-Пермяк в 1921 году для брошюры «Приемы и системы нового искусства», посвящая ее молодому глухонемому художнику Тотьмянину.

«Новая работа помимо проблематики самодовольного колониального мос-элитизма ставит вопросы классовой позиции художника и трудовых отношений в области искусства», – самообъясняется на «МоскваПолисе» в 2009-м Николай Олейников. В чем разница? Разве только в том, что Пермяк серьезен, а значит, наивен. А Олейников – подозреваем в лукавстве, в творческом порыве не только задать трепку общественному вкусу и коммерциализировавшемуся «контемпорари-арт», но и вписаться в галерейную политику Гельмана.

Впрочем, ни то, ни другое не плохо. Смущает только то, что пока москвичи, привезшие пермякам свою несермяжную правду о сегодняшнем дне, выглядят колонизаторами. Хотя принимающая сторона толерантна и арт-игу как будто не сопротивляется.

Ах, да. Еще на общем фоне своим молодым задором и неприкрытым экстримизмом выделялся художник Григорий Ющенко. Правда, его пафос был направлен не на поиск новых форм в искусстве, а на развенчание работы государственных российских СМИ с национальной идеей. Его собственный проект «Имя России» провозглашает героями Николая II, Солженицына, Ходорковского, Григория Грабового, Рашида Нургалиева, академика Сахарова, Михаила Круга и Дмитрия Лихачева. Ющенко не решились в этом году наградить премией Кандинского в номинации «Молодой художник», хотя и выдвигали – за его живописные издевательства над культурой современного городского плаката, роль которого, на взгляд Ющенко и его группировки «Протез», вполне могут выполнять чуть подправленные свободной фантазией афиши попсовых концертов. Да и выставляется пока Ющенко не на площадке Марата Гельмана, а там, где в ходе фестиваля «Живая Пермь» самоутверждались юные пермяки и екатеринбуржцы, – во дворах, под арочками – в захваченных искусством городских закоулках. Так что провозглашать Ющенко новым будущим Авдеем Тер-Оганьяном рано. Хотя его выставка и вызвала интерес московских гостей-хозяев фестиваля. А он, судя по всему, не расстраивается – предлагал на вернисаже всем входящим разной сильнодействующей гомеопатии, купленной в аптеке за углом, и уверял, что воспринять его творчество можно, только чего-нибудь употребив.

В общем, мама, ты не права. В Перми есть что делать, особенно если переквалифицироваться в кураторы. Или стать художником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1212
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3070
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2171
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1730

Другие новости