Пожалуй, самый частый вопрос, который друзья и знакомые задают про Колумбию, где автору довелось бывать раз 10 наездами, в том числе и длительными, – это куда в первую очередь хотелось бы вернуться. Ответ покажется странным для любого, у кого познания о Колумбии ограничиваются Габриэлем Гарсиа Маркесом, происками наркомафий и левых повстанцев, а также древней колониальной Картахеной-де-Индиас. Ответ таков: Вилья-де-Лейва.
Это всего-навсего небольшой, в десяток тысяч жителей, городок в 200 километрах от Боготы. Но ничего более красивого в Колумбии не найти. Наверное, не случайно Вилья-де-Нуэстра-Сеньора-де-Санта-Мария-де-Лейва, основанная капитаном Эрнаном Суаресом де Вильялобос 12 июня 1572 года по указанию первого президента Нового королевства Гранады дона Андреса Диаса Венеро де Лейва, объявлена недавно памятником не только национального, но и международного значения. Когда идешь по ее тихим улицам, на которых нет ни одного (!) современного здания, кажется, что попал в Средние века. Мало где атмосфера испанской колонизации сохранилась в столь первозданном виде. Приехать сюда стоит хотя бы для того, чтобы просто любоваться каменными домами с резными балконами, строгими монастырями, умопомрачительными пейзажами, почти всегда безоблачным небом┘ А чего стоит главная площадь (на минуточку, самая большая в Колумбии – 14 тыс. кв. метров брусчатки) с ее удивительным кафедральным собором, над которым буквально нависают горы!
Чем вымощена дорога в «Маленький ад»?
Рассказывать о Вилье-де-Лейве можно бесконечно, поэтому не будем растекаться мыслью по древу, а остановимся на главной цели нашего путешествия – уникальной в своем роде обсерватории чибчей-муисков, расположенной в местечке под ласковым названием «Инфьернито» («Маленький ад»).
То, что идешь не куда-нибудь, а в ад, понимаешь, уже топая от Вильи по грунтовой дороге. Первые километры пути по долине Сакенсипа – до музея «Эль Фосиль» («Ископаемое»), где выставлены найденные здесь в 70-е годы прошлого века обычным крестьянином останки гигантского ихтиозавра, даются сравнительно легко. Приходится, правда, постоянно отмахиваться от детишек, норовящих за пару долларов всучить любому неместному путнику камни с отпечатками доисторических моллюсков, да периодически погружаться в пыльное облако, остающееся за проезжающими машинами. Постепенно удушающая жара делает прогулку все менее приятной. К тому же идти нужно в гору: попетляв между полями лука, дорога взбирается на практически полностью лишенный растительности холм. Еще метров 500 по каменистой, заросшей кактусами пустыне, и вы упираетесь в колючую проволоку, за которой виднеются камни подозрительно странной формы. Как это ни удивительно, это и есть музей, официальное название которого – Астрономический центр муисков. Восьмикилометровый путь проделан не зря: ничего подобного вы не увидите нигде в Западном полушарии, а может быть, и в мире.
«Секс-шоп для гулливеров»
Первое впечатление: какой-то сексуально озабоченный великан, поиграв несколькими десятками гигантских каменных фаллосов, разбросал их на площади в два гектара. Больше всего экспонатов секс-шопа для гулливеров находится в южной части музея под открытым небом. Там же, на юге, они лучше всего сохранились. В нормальном – вертикальном – положении находится всего около 10 фаллосов высотой от трех до семи метров. Остальные, хотя и находятся в полной боевой готовности, лежат на земле или даже в земле – их совсем недавно начали откапывать. Вблизи от входа в небольшом углублении выстроились в линию 25 небольших стоячих скульптур.
По мнению большинства исследователей, именно последняя «скульптурная группа» доказывает, что это место было не чем иным, как астрономической обсерваторией. А идущий строго с востока на запад строй приземистых фаллосов представляет собой календарь, отмечавший дни равноденствия и соответственно два сезона дождей. Остальные пока еще не до конца восстановленные колонны, а точнее – выстроенные из них линии, показывали точки восхода и захода на горизонте различных светил или созвездий.
Берегитесь Солнца!
Почему почетное право отбрасывать тень древние индейцы доверили именно эрегированным фаллосам? Да просто потому, что для них они символизировали плодородие и жизненную силу. Муиски трактовали исчезновение тени фаллических колонн как достоверный сигнал того, что Солнце спустилось на Землю, чтобы ее оплодотворить. Такая «космическая свадьба» случалась дважды в году – в марте и сентябре – и широко праздновалась индейцами. Ритуалы служили для решения вполне земных задач: в зависимости от положения Солнца определялось оптимальное время для сева и сбора урожая.
Кстати, муиски наделяли Солнце настолько мощной оплодотворяющей силой, что в дни равноденствия девственницам строго-настрого запрещалось находиться под его прямыми лучами. В случае нарушения запрета они, разумеется, немедленно беременели.
Удовольствие полюбоваться фаллосами вблизи стоит совсем смешные деньги – менее доллара. Правда, и сервис вы получаете соответствующий. Вместо экскурсовода – лаконичный комментарий единственного охранника, по совместительству выполняющего обязанности билетера. Да, чуть не забыл: есть еще несколько табличек, на которых по-испански и даже по-английски (охранник его, естественно, не знает) вкратце рассказывается об истории этого места.
Например, о том, что пришедшие сюда с конкистадорами католические монахи не оценили богатство фантазии индейцев. В русле борьбы с индейскими ритуалами и культами скопление фаллосов было провозглашено символом ада (отсюда «инфьернито») и местом, где живет грех. В результате все скульптуры испанцы повалили (разрушить их не удалось – камень все-таки). Что смогли – растащили на стройматериалы (даже сказать неудобно, на чем теперь покоятся самые старые дома местных жителей). Оставшееся засыпали землей.
Куда ушла хорошая женщина?
Только в 1981 году колумбийский археолог Элиесер Сильва, отыскавший письменное упоминание об «исчадии ада», решил откопать и изучить необычные скульптуры. Ведущиеся здесь с тех пор раскопки финансируются, как водится, по минимуму, так что работы хватит еще не на одно десятилетие. Тем не менее ученым уже удалось установить примерный возраст фаллосов – 2800 лет. Это значит, что архитекторами фаллосов были отнюдь не муиски, пришедшие на территорию современной Колумбии из Центральной Америки лишь в первые века нашей эры, а их неведомые предшественники. О них известно лишь то, что они знали астрономию и чтили культ богини Бачуэ, или Фурачогуа (в переводе – «хорошая женщина»), как и обсерватория, по наследству перешедший муискам.
Любопытно, что в день летнего солнцестояния тень фаллосов указывала на святое для индейцев место – горное озеро, из которого, согласно легенде, вышла Бачуэ вместе с трехлетним мальчиком. Они спустились с гор в селение Игуаке и жили там, пока мальчик не вырос. Тогда он женился на «хорошей женщине», которая оказалась на редкость плодовитой, ежегодно рожая пять-шесть детей. Путешествуя по миру, семейная пара постепенно заселила всю землю. Выполнив свое предназначение, богиня вернулась в Игуаке и, оставив порожденным ею людям повсеместно игнорируемый ныне наказ – жить в гармонии, превратила себя и мужа в улиток (по другой версии – змей), которые уползли в то же озеро, откуда появились.
Может быть, именно их отпечатки предлагали нам мальчишки на ведущей к музею дороге?