Опять в Москве большая выставка современного искусства. В ЦДХ до 20 ноября экспонируются работы номинантов на премию Кандинского. Премия почти новенькая, всего второй раз манит художников со всей России суммой то ли в 40, то ли в 50 тысяч евро. Все номинанты – самовыдвиженцы. Сотворил – присылай, надо только иметь наше гражданство, обязательное условие. После трех туров жюри, состоящее из трех иностранцев и трех россиян, обрадовало аж 60 художников, чьи работы попали на выставку, где и демонстрируются по трем номинациям – «Проект года», «Молодой художник года» и «Медиа арт проект года». После Москвы выставка поедет в Киев и Лондон, потом как-то выкристаллизуются три претендента на главные призы, и под конец в торжественной обстановке объявят победителей.
Этот проект привлекателен для художников простотой выдвижения и возможностью очень грамотно выставиться в хорошей компании. Прошлый год показал, что люди, занимающиеся этой премией, чистоплотны в своих намерениях и последовательно стремятся к объективности. Фамилии наиболее известных членов попечительского совета премии: Бреус, Авен, Эрнст, Пинчук. В их жизни, наверное, было много возможностей узнать и полюбить большой мир современного западного искусства. Приобрести свою содержательную позицию в этой области реально лишь после того, как освоишь историю modern art ХХ века. А после вполне патриотично захотеть посодействовать развитию арта отечественного. Для этого придумана премия.
Грустные последствия инициативы состоят в том, что, отобрав и выставив 60 лучших из всех желающих, устроители продемонстрировали внятную картину полнейшей скудости предложения на нашем арт-рынке. Почему-то именно хорошо и умело выставленные архитектором Бернаскони экспонаты оставляют впечатление ошеломляющей, почти беспросветной скуки и малозначительности. Ясно, как на карте Google Earth, видно, что отечественное современное искусство это – маленькая мелкая лужица сбоку от мирового моря modern art.
Уже на улице, при входе в павильон ЦДХ, посетитель ступает на ленту красной ковровой дорожки и затем удобно шагает по расчерченному этой дорожкой маршруту, обходя все экспонаты в разумной последовательности. Первое, что бросается в глаза на пути, ударная доза работ, выполненных в духе соц-арта, полит-арта, псевдоимперского, почвеннического и прочего «русского бедного» стиля. Уже лет десять никуда нельзя деться от этих занудных упражнений на тему нашей новейшей политической истории. То ли художники у нас самые политизированные на свете, то ли члены жюри считают, что коммерчески успешным на Западе является лишь искусство, перепевающее всё советское или вскрывающее язвы постсоветского. Правда, группы «Война» среди номинантов Кандинского не обнаружено, но нам и не надо. Зато хватает изображений Путина из стразов Зваровски и красных Кремлевских стен, выложенных из ластиков (чем это особо круче Лего?) у Дианы Мачулиной, и китайских мародеров на Красной площади, исполненных в меру провокативной группой ПГ.
Девушка Диана Мачулина 1982 года рождения, явная здесь любимица, ибо проходит по двум номинациям, удивила картиной маслом под названием «Труд». Сама картина, воспроизводящая газетное фото заседания ЦК КПСС от 9 мая 1985 года, вполне ясна. Там на фотографии в результате монтажа получилось две головы Горбачева, с одной он выступает на трибуне, а другая лежит на столе президиума. Смущает пояснительный текст к работе, из которого следует, что кто-то здесь думает, будто практика перемещения и вымарывания фигур с официальных фотографий вскрылась в милейшем 1985 году. И вовсе не в годы сталинских расстрелов исчезали с фото старых боевых друзей фигуры «врагов народа». Люди, даже самые слепые, узнали об этом не позднее XX съезда партии.
У работ Мачулиной, чтобы разобраться, можно постоять несколько минут, подумать. У многих других художников задержаться сложнее. Нормальное дело для зрителя на современной выставке – ходить и пытаться считывать смыслы, чем больше с одной работы – тем лучше, тут идет с трудом. Заслуженные люди Врубель и Тимофеева представили несколько вещей из хорошо известного «Евангельского проекта». Ход они придумали такой: берут строчку из Евангелия (в переводе, как известно, «Благая весть») и иллюстрируют ее огромной картиной из современной новостной ленты про Боснию, Ирак и т.д. Получается весть современная, не очень благая. Пример для тех, кто на выставку не собирается.
Под этой работой подпись: «Когда Иисус шел оттуда, за ним следовали двое слепых и кричали – «помилуй нас, сын Давидов». А рядом текст с ленты новостей: «Китайский спортсмен Дин Цзюнь Жунь с поводырем финиширует в забеге для слепых на 9-х дальневосточных пара-играх┘» Можно долго стоять и думать, что тут интересного. В китайском имени смысла не проглядывается. Потом возникает вопрос: почему двое слепых, поводырь-то зрячий! И где имя поводыря, он же тоже бежал? Дальше мыслить не получается.
В соседнем зале висят кузбасские шахтеры Гапонова и Котешова. Мощные, очень красивые, но опять какие-то просоветские.
Без «Синих носов» сейчас вообще никуда не денешься. Если кому-то в 90-е годы ни разу не попадалось домашнее порно подмосковного производства, то можно приходить на выставку и смотреть. Некоторые смеются.
В хорошей пропорции ко всему остальному представлены видеоинсталляции. Их удобно смотреть, но свежее дыхание так и не прорывается. У именитых авторов группы «Синий Суп» (кстати, похоже, они образовались раньше «Синих носов») и дуэта «Провмыза» фильмы получились, будто снятые по сценарию Виктора Мережко. И вроде не старые люди, зачем им это?
С другого бока здания, в Третьяковке, сейчас проходит выставка Оскара Рабина. Вот его работы идеально бы вписались в концепцию премии Кандинского. Такое впечатление, что большинство номинантов до сих пор готовятся воевать с хрущевскими бульдозерами.
Свежие, более актуальные темы и выразительные средства встречаются у молодых. Они лояльнее воспринимают недостатки общественного порядка вокруг себя. Явно легкий взгляд на мир демонстрируют Миша Most и Григорий Ющенко. У размалеванных афиш Ющенко впервые можно улыбнуться. Верный ритм и хорошее настроение воплотили на видео молодые Антон Литвин и Владлена Громова. Ироничных работ вообще почему-то крайне мало.
К категории работ, приятных во всех отношениях, принадлежат картины Айдан Салаховой из серии «Персидские миниатюры». Красивые, лаконичные, они излучают ту в микрорентгенах выверенную мельчайшую дозу эротизма, которую очень редко удается поймать и передать художникам. Настоящее удовольствие.
Умные, очень профессиональные графические абстракции представила Ольга Каменная. Ее имя относится к числу малоизвестных, очень приятное открытие.
По-европейски повеселил Сергей Костриков с Урала. Сваленные им в угол гигантские яйца мы где-то уже видели, но, может, он придумает что-то еще. Всем нравится.
Приза зрительских симпатий в этом году нет. На выставке очень много посетителей, интерес неподдельный. Интерес заслуженный. В ЦДХ сейчас можно узнать много правды о нашем современном искусстве. А приз достанется кукурузе, царице полей. Поскольку ничего интереснее Советской власти с нашим народом, похоже, не случалось.