Гор Чахал, "Любовь"
Православная общественность негодует: опять эти галеристы да актуальные художники покушаются на Святую Русь! На сей раз недовольство околоцерковной организации "Народный собор" вызвала выставка с длинным названием "Яблоки падают одновременно в разных садах", состоявшаяся в августе в центре современного искусства "Винзавод", на который бдительные ревнители благочестия и пожаловались в московскую прокуратуру. Кроме того, недовольство верующих вызвала недавняя выставка эротических фотографий XIX века в галерее "Проун" и очередной перформанс скандальной группы "Война" в галерее "Айдан" на том же "Винзаводе".
Дальше - больше. Из-за истории с "Народным собором", попавшей в газеты аккурат в начале нового выставочного сезона, администрация "Винзавода" решила обезопасить себя от конфликта с Русской православной церковью. Кому нужен рейд "профессиональных верующих" по залам крупнейшего в Москве арт-центра? Известно, что они регулярно отсматривают выставки, содержащие хотя бы легкий намек на религию...
24 сентября на "Винзаводе" в "Цехе красного" состоится открытие персональной выставки Гора Чахала "Хлеб и вино и мать сыра-земля". К сожалению, две работы будут отсутствовать - они были сняты против воли художника. Скандал разразился на стадии подготовки мероприятия, которая длилась около полугода. Администрация "Винзавода" (одного из организаторов проекта) неожиданно потребовала у Чахала принести справку из Московской Патриархии о том, что... его работы не являются оскорбительными для православных верующих!
Абсурдность этого требования легко объяснима в ситуации, когда "Винзаводу" грозит судебное разбирательство по обвинению в порнографии. Галеристы явно запуганы и намерены договориться с Церковью, в которой не без оснований видят неофициального патрона организаций наподобие "Народного собора" и его координатора Олега Кассина. Действительно, эти структуры используются для подачи судебных исков в случае, если задеты церковные интересы. Однако самостоятельной силы эти достаточно маргинальные организации не имеют и уж точно бояться их не стоит. Памятен призыв того же одиозного "Народного собора" подвергнуть уголовному преследованию академика Виталия Гинзбурга - за антиклерикальное письмо президенту Владимиру Путину.
Грозное заявление с обвинением почтенного физика в разжигании межрелигиозной розни некоторое время полежало в прокуратуре, после чего было тихо отозвано. А шуму-то сколько было! Взаимоотношения церковного мира и мира современного искусства имеют свою специфику. Художники зачастую делают провокативные акции и делают имя на мероприятиях с "оскорблением религиозных чувств". Религиозные лидеры не стоят в стороне и говорят свое веское слово, как правило обвиняя художников - и арт-кураторов заодно - в кощунстве, издевательстве над священными символами. "Скандалы века" такого рода давно приелись и разыгрываются как по нотам. Но справка от священника о том, что "все нормально, художник чист" - это что-то новое...
Самое поразительное, что Гор Чахал такую справку все же получил. Она написана на имя куратора проекта Дарьи Пархоменко и под ней стоит подпись заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. Помощник митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) - по влиятельности второго после Алексия II иерарха РПЦ - настоятельно рекомендует не выставлять на всеобщее обозрение картины "Любовь" и "Солнце Правды, Добра и Красоты". Написано тактично, с достоинством и доброжелательным отношением к искусству. Даже чересчур доброжелательным...
Вот и получается, что Русская православная церковь нынче определяет содержание выставочных программ "Винзавода". Это, конечно, может быть досадное недоразумение. Или все-таки тенденция? Не о такой ли тенденции предупреждали общество организаторы печально известных выставок "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство"? Но о судьбе этих организаторов - чуть позже.
Гор Чахал воспринимает происходящее с иронией и недоумением по поводу разговоров о цензуре. Художник считает, что современное искусство не может не быть религиозным. Тем более он расстроен тем, что справку из Московской Патриархии потребовали именно у него. "Для художеств группы "Война" никаких разрешений не потребовалось", - сетует Чахал в своем блоге. Он признает, что многие представители современного искусства обеспокоены конфронтацией с РПЦ, возникшей после скандальной выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре. Ответственными за обострение отношений между Церковью и современным искусством Чахал считает бывшего директора музея им. Сахарова Юрия Самодурова и бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева (судя по всему, именно к ним относится определение "обуреваемых бесами бедняг"). К сожалению, художник не стал отвечать на вопросы корреспондента "НГ" о ситуации вокруг его выставки.
Авдей Тер-Оганьян и Зоя Черкасская, "Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров" Фото предоставлено галереей М&Ю Гельман |
Что касается запрещенных работ, то в них трудно обнаружить оскорбление религиозных чувств, если не быть слишком уж пристрастным. Гор Чахал признает, что в женском силуэте на картине "Любовь" можно увидеть молитвенное положение Богоматери, какой ее изображают в ряду иконостаса. Однако обнаженной натурой фигуру из раскаленной лавы назвать сложно. Под определение порнографии картина явно не подходит. Интересно, что другая картина, снятая с выставки по указанию протоиерея Всеволода Чаплина, была ранее приобретена австрийским католическим иерархом, епископом Штирии Эгоном Капеллари. Вряд ли высокопоставленный представитель Римско-католической церкви, которая уважает православные традиции и ведет активный диалог с Московским Патриархатом, стал бы покупать кощунственную работу. Становится понятно, почему Гор Чахал сторонится своих коллег по цеху из группы "Война", прославившейся эпатажными акциями. Так что, похоже, "Винзавод" подул на воду, обжегшись на молоке...
Для православных ревнителей благочестия ситуация очевидна: наконец-то Церковь возвысила свой голос, проявила упреждающую инициативу и не допустила беззакония. Сегодня художник допускает вольность в трактовке евангельского сюжета, а завтра, глядишь, выйдет голым на улицу и начнет весь Третий Рим скандализировать... Верующие поинтеллигентней, интересующиеся искусством, отмечают достоинство позиции, занятой художником. Чахал называет Самодурова и Ерофеева провокаторами и выступает за нормальный диалог между Церковью и художниками. Идея диалога и проведения выставки религиозного современного искусства возникла у Чахала давно, в противовес выставке "Осторожно, религия!" Тогда же художник познакомился с протоиереем Всеволодом Чаплиным, к которому и обратился в трудную минуту.
Светские антиклерикалы думают иначе. Предупреждали же Самодуров с Ерофеевым, что наступает эпоха клерикальной цензуры, так вот она самая и есть! А они - пострадавшие, ни за что уволенные жертвы мракобесия. И немудрено: ведь вместо того, чтобы наказать погромщиков, государство осудило устроителей выставки 2003 года. С тех пор участники "Осторожно, религия!"
Подвергнуты общественному остракизму (конечно, на самом деле их никто не преследует, но мало ли...) Кстати, недавно по этому поводу удачно пошутил Авдей Тер-Оганьян (да-да, тот самый, рубивший иконы в Манеже в 1998 году), изобразив Самодурова и Ерофеева в робах и закованных в цепи, правда подозрительно похожих на персонажей мультсериала "South Park" (тоже, кстати, почти запрещенного). "Провокаторы! Сами виноваты!" - доносится вслед двум кураторам. Не правда ли, мило?
Напряженная атмосфера недоверия, страха перед тем, "как бы чего не вышло", царящего в арт-сообществе, исключает дух творчества. Либо - художник идет наперекор мейнстриму, против течения, но тогда уже - будь готов к неприятностям с "Народным собором" и РПЦ. Кстати, ни Московская Патриархия, ни Отдел внешних церковных связей (формально это разные структуры) ни разу не отмежевались от организации Олега Кассина, занимающейся иногда весьма нелицеприятной черной работой.
"Отражать атаку противника нужно не растопыренной пятерней, а крепко сжатым кулаком", - совсем не по-церковному обронил координатор "Народного собора" в одном из интервью. Стоит ли говорить, что проявления администрацией "Винзавода" слабости, требования справок и официальных бумаг о том, что художник - не кощунник, только поощряют грубую, силовую линию иных "защитников Церкви". В конце концов, если "Винзаводу" потребовалась экспертиза работ Чахала, почему бы не обратиться к профессиональным искусствоведам и религиоведам? Зачем своими руками создавать цензоров?
Впрочем, еще не поздно исправить это абсурдное, никому не нужное недоразумение. А именно - вернуть неугодные работы Чахала на выставку.