В фотографических кругах Юрий Рыбчинский – своего рода легенда. Недаром на открытие его персональной выставки собрались все ведущие фотохудожники. Свой благосклонный взгляд кинул на нее даже Дмитрий Медведев, посетивший Манеж, правда, по другому поводу - проведению Гражданского форума. Жаль, что он не осмотрел экспозицию более внимательно - это было бы несомненно небесполезно для понимания страны, которой он собирается руководить.
Юрий Рыбчинский, «любимый Карлсон Дома фотографии», как называет его Ольга Свиблова, геолог по образованию, уйдя из геологии, остался землепроходцем, только не с геологическим молотком, а с камерой. Объездив всю страну как фотокорреспондент журнала «Советский Союз», а потом как свободный художник, он запечатлел на пленке ее жизнь, ее образ, увиденный непредвзятым взглядом.
Внимание Рыбчинского привлекали те стороны, те явления, те личности, которые составляли «мясо» эпохи, называемой застоем, но которые официально не замечались. Российская провинция, радости и горести ее простых жителей, свадьбы и похороны, грехи и их искупления. Вытрезвители, где и «контингент» и милиционеры обоего пола по степени трезвости соответствуют друг другу. Семинаристы в Троице-Сергиевской лавре, монахи Одесского Успенского монастыря, роскошный пир во время интронизации патриарха Пимена. И это в годы, когда атеизм насаждался с тем же официальным ражем, с каким нынче насаждается православие (и теми же органами). Рыбчинский ухитрился снимать даже в исправительных лагерях. Вот заключенных стригут под иконостасом с портретами членов политбюро, вот их краткий отдых в перерыве работы, вот «художественная самодеятельность», лагерный хор, заставляющий вспомнить рассказы Сергея Довлатова. Неулыбающаяся страна социализма. Такой сохранила ее камера Рыбчинского.
И, конечно, портреты. Совершенно неожиданные. Михаил Горбачев с выражением короля в изгнании на презентации своего Фонда. Хорошенький кудрявый начинающий Жириновский. Мария Розанова на фоне коврика с тигром, сама напоминающая тигрицу. Удивительно лиричный Андрей Синявский.
После перестройки Рыбчинский обратил свою незаурядную энергию на создание Музея фотографических коллекций. За 20 лет он вместе с фотографом Эдуардом Гладковым собрал более 3 тыс. работ классиков отечественного фотоискусства, назвав эту коллекцию «Фотоэстафета: от Родченко до наших дней». Коллекцию, конечно, можно было продать. Но он просто подарил ее Дому фотографии.
В предисловии к каталогу выставки Михаил Сидлин назвал камеру мастера «кривой». Вряд ли он знал, что Юрий Рыбчинский со студенческих лет носит среди друзей прозвище Кривой – может быть, потому, что никогда не соответствовал тщательно выпрямленному представлению о советском человеке.
Шедевры «кривой камеры» Кривого можно будет увидеть в Манеже до конца февраля.