-Необходима ли вам как актеру современная драматургия?
- Конечно! Мы ведь живем в некоем контексте - времени, места. Он может отвечать нашим чаяниям или вызывать чувство протеста, но он существует. Мы от него несвободны, поэтому наши взаимоотношения с ним могут быть разнообразными. А театр всегда острее ощущает причуды, радости, огорчения - весь спектр этого контекста. Вне попытки определения своего отношения к этому театр существовать не может. Я актер, но, думаю, со мной согласились бы все люди театра: драматургический материал - это сердцевина сценического действия.
- Современность драматургии - очень непростое понятие.
- Когда-то мы жили в условиях, где рамки возможного были жестко определены. Нашей внутренней пружиной, творческим и нравственным двигателем была попытка отыскать: что можно в рамках того, что нельзя. Поэтому и драматургия, и режиссура обрели тогда очень изощренный язык.
Сейчас "предлагаемые обстоятельства" жизни поменялись, то самое "нельзя" исчезло. Может, это покажется неожиданным, но эти обстоятельства в определенной степени осложнили существование театра. Прошло время скрытого азартного противостояния, особого отношения с материалом, залом: что же теперь встанет во главу угла? В последние годы поиск идет с зашкаливающими перепадами. Наверное, во многом это и есть существование сегодняшнего театра. Особенно если он обращается к пьесам, написанным сегодня. А ведь от "все можно" до "все дозволено" - лишь один, незаметно преодолеваемый, шаг.
- А надо ли от него удерживаться?
- Сориентироваться в ситуации, определить векторы, намерения - просто необходимо. Ведь что такое современная драматургия? Она обращается не только к сегодняшнему дню, но обладает особым взглядом и на то, что происходило давно и что, возможно, произойдет в будущем.
- Нужен ли современной драматургии новый театральный язык?
- Естественно, попытка современного драматургического языка требует определения иного режиссерского взгляда и подхода к сценическому действию. Все это ставит перед актером задачу особого существования на сцене, не изменяя сути профессии.
Составляющие театра замечательно взаимосвязаны, поэтому "Новая драма" становится фестивалем спектаклей, рожденных на разных площадках, в разных городах. Здесь будет и конкурсный показ, и международная программа, и off-программа с семинарами, читками пьес. Такая акция кажется мне крайне необходимой - это доказано прожитым нами последним театральным временем. Что происходит, как к этому относиться, как на этом материале будут строиться взаимоотношения со зрителем? Можно бесконечно задавать вопросы, но приходит время, когда нужно совершать пробы - с целью если не разрешения, то определения этих вопросов.
- Современный режиссер - это молодой режиссер?
- Это непредсказуемо. Здесь единственный плодотворный путь - пробы, лишенные ортодоксальной предвзятости. Самые неожиданные.
- Драматургические открытия теперь не часты, зато много инсценировок, переписанных классических сюжетов. Отчего так?
- Открытия в искусстве - вообще редкие мгновения. Ведь они могут не произойти или - произойти не сегодня. Или может открыться совсем не то, к чему шел творческий процесс, - он все равно сопряжен с неожиданностями и тайнами. По пути так много всего происходит! Сюжет - это система отношений. Иногда ты берешь давно прочитанную книгу с самонадеянным предположением, будто знаешь, о чем она. И вдруг начинаешь читать неведомую книгу. Ты-то изменился. В нынешней программе есть "Анна Каренина 2", есть "ОбломOff", и я не знаю, что это в сегодняшнем контексте.