-В двух словах расскажите, почему вы решили покинуть театр "Балтийский дом"?
- Они решили договором урегулировать наши отношения. Но все, что предлагалось "Балтдомом" в виде этого контракта, - было такой филькиной грамотой. В результате мы подписали договор о погашении задолженностей по коммунальным услугами, заплатили и освободили помещение.
- И пошли к губернатору Яковлеву. Что вы ему предлагали?
- В мэрию мы приносили проекты культурного центра. Центра современного искусства, который в разных вариациях и в разные времена года у нас назывался по-разному, а по сути не менялся. Это некое место, в котором должны быть объединены разные направления современного искусства. Это место, позволяющее делать интересные спектакли, показывать нормальные выставки, устраивать симпатичные вечеринки. Меня в этой ситуации интересовало, конечно, театральное направление, и я бы свое место в этом центре видел в качестве художественного руководителя именно театра.
- Это очень напоминает Пушкинскую, 10.
- Напоминает только отчасти. Поскольку на Пушкинской в основном располагаются мастерские, в которых сидят художники. А также две, кажется, маленькие галереи. Но там нет ничего связанного с театром. То есть эта ниша все равно не заполнена. А можно было бы сделать массу интересных программ, связанных с новым европейским театром и фестивалем NET. Именно европейским - в чистом виде, не обязательно русским.
- А перед городскими властями кто бы отвечал?
- Я бы с удовольствием делегировал большинство полномочий людям, умеющим управлять, - менеджерам. Так ведь всегда бывает.
- Насколько я понимаю, есть уже какие-то наметки относительно помещения?
- Ну вот, например, есть Варшавский вокзал. Несколько лет назад его закрыли, поезда отправили на другие вокзалы, а само здание и прилегающие территории до сих пор передают городу. Там куча всяких строений, депо, какая-то уникальная вертушка, разворачивающая поезда, - дебаркадер. Все это могло бы функционировать, как музей современного искусства, как мультимедийная лаборатория, как театральный центр. Более того, процесс идет, губернатор даже подписал некий указ о создании там центра современного искусства. Бюджет освоения этого центра - порядка 20 миллионов долларов - сумасшедшие особенно по питерским меркам деньги.
- А что-нибудь подешевле?
- Есть еще кинотеатр "Рекорд" и Деревянный театр на Фонтанке. Но с Деревянным театром сложней - он находится все-таки в оперативном управлении уважаемого художника Семена Яковлевича Спивака. В этом смысле есть предложения как-то объединить его прекрасный дом, наши гипотетические деньги и сделать в этом театре что-то похожее на искусство. Хотя это все-таки больше театральная история, а меня сейчас интересует некая инфраструктура. Потому что мне, честно говоря, хорошо творится, когда вокруг что-то происходит, когда вокруг нормальные ребята, с которыми я могу конкурировать, могу общаться.
- Ну хорошо, вот вам отдают Варшавский вокзал. Что вы будете с ним делать?
- Я вчера говорил с потенциальными инвесторами, и именно этот проект вызвал самый большой интерес. Они видят это как самый реальный объект. Словом, есть несколько схем. Можно найти такого парня, который бы взял вот это все и купил. А потом отдал городу - вот этот центр, который, как ты понимаешь, только десятая часть всего этого огромного комплекса. Есть другой вариант - все разбить на какие-то куски, сектора. Тогда вот этот центр - эта деревяшка - является таким распорядителем всего этого богатства. Ну вот такие варианты своими неполноценными финансовыми мозгами я могу понять. Но вообще я считаю, что это проект интересный и не стыдный. Можно потом своим детям и внукам сказать: "Вот я сделал такую вещь для города".
- Тем более к 300-летию.
- А в этом указе как раз и упоминается юбилей.
- Почему такой центр не получилось сделать в "Балтийском доме"?
- Вот я и начну сейчас говорить неправильные слова. Потому что там нет внятного менеджера. Там делают все подряд.
- Ну все подряд - это и хорошее, и плохое. И вы были во всем подряд.
- Конечно, и я был во всем подряд. Но если у тебя такая каша, такая эклектика в голове, то всему надо находить жесткую теоретическую базу. И чередовать удовольствие с коммерческими проектами. Хотя, если честно, все проекты - коммерческие. Взять хотя бы "Школу для дураков", в зале помещается 50 зрителей всего, но это коммерческий проект. Потому что у этого спектакля огромное количество гастролей, фестивалей, да и билеты туда можно продавать совсем не по десять рублей. И вообще я сейчас говорю на несвойственные мне темы. Я бы лучше поговорил об эстетике романа Саши Соколова "Между собакой и волком", но профессия режиссуры и вообще театр очень связаны с недвижимостью. Поэтому театр - это и искусство пиара, и искусство менеджмента. И если я говорю, что не возьму на себя ответственность за этот центр, я подразумеваю, что у меня есть люди, которые могут ее на себя взять.
- Отлично, но художественную ответственность вы нести собираетесь. Стало быть, знаете, что кроме "Формального театра" будет существовать в этом новом центре.
- Я вижу там постоянно действующий музей современного искусства, которого нет в Петербурге. Мастерские, лаборатории, свободные площадки. Там могли бы существовать программы Славы Полунина, которые так и не смогли реализоваться в нашем городе. Мы даже однажды ходили с ним к губернатору, и тот сказал: "А что? Забирайте вот Новую Голландию, только деньги найдите". Слава как-то не понял, почему с ним говорят о деньгах, и уехал обратно в Лондон. Это могли бы быть и уличные театры, и разнообразные привозные программы - гастроли, фестивали и так далее. Нам хотелось бы, чтобы там функционировал проектный театр. Кинотеатр, клуб, кафе. Да ведь Варшавский вокзал сам по себе - такое место, в котором потом возникнет масса других идей. Атмосфера располагает.
- Что-то похожее есть в Хельсинки на Канатной фабрике.
- Да, вот точно такое же. Я там делал проект, и было очень хорошо.
- Пока нет этого центра, в каком состоянии "Формальный театр"? Где можно увидеть "Школу для дураков"?
- 13 и 14 февраля в Роттердаме. Потом в Канаде, в Австралии, в Индии. А театр сейчас в четырех местах. Что-то в Александринке, где я ставлю "Петербург" по роману Андрея Белого, что-то в ТЮЗе, что-то до сих пор в "Балтдоме". Разбросано все. Получается, что у нас компьютер - место, обозначающее театр. Где компьютер - там и мы.