В рамках Гражданского форума, закончившегося на прошлой неделе, состоялась проблемная дискуссия по теме "Образование". В ней приняли участие более 300 человек, представляющих 74 региона России и не менее 115 общественных объединений. Участники дискуссии, хотя и не обратились к власти с программными документами, но выразили надежду на продолжение подобных встречь.
Диалог общества с властью строился непросто. Открыла список выступающих депутат Госдумы РФ Ирина Хакамада. "Сложилась ситуация, что до сих пор государство остается главным и единственным заказчиком образования, - подчеркнула один из лидеров СПС. - При переходе же на рыночные отношения заказчиком должно бы стать общество". Еще один тезис Хакамады, вызвавший последующую за ним дискуссию (видимо, задели самое больное) - государству следует пересмотреть свое "хамское отношение к бизнесу: вы (бизнесмены) вкладывайте, а мы посмотрим, на что потратить средства! Попечительский совет должен иметь право вмешиваться в учебный процесс".
Депутат Московской городской Думы, сам учитель математики Евгений Бунимович начал с констатации: "Образование является ключевым вопросом всего гражданского форума, потому что одна из главных его задач - формирование интеллигентного электората". Он предложил власти больше доверять обществу. Сделать все цели и результаты максимально открытыми для рассмотрения и обсуждения самыми широкими слоями населения. "Всю общественную составляющую нельзя сводить только к попечительству", - развил эту идею в иной плоскости директор школы Александр Пинский. Он же заострил проблему согласования с общественностью вопроса кадровых перестановок.
"Мы девять лет помогаем образованию, - продолжил дискуссию бизнесмен Преображенский, - и нам всегда это сделать легче незаконно, чем законно. Нам остро нужны специалисты, но их не готовят в наших вузах. Мы решили как-то открыть такое отделение в университете сами. И не смогли найти схему, по которой можно было бы это отделение профинансировать". Научный сотрудник Российской академии образования Татьяна Ковалева предложила помочь провинциальной прессе и снабдить ее пакетами образовательной информации, потому что за весь месяц доля материалов на тему образования в регионах составляет не более 0,5% от всех публикаций.
Любовь Глебова, заместитель председателя комитета Госдумы РФД по образованию и науке, отметила, что государство устало само себе формулировать заказ. В партнерском диалоге государство-общество, необходимо "структурировать второго партнера".
Выступающие горячились, спешили и, естественно, им не хватало регламентируемых пяти минут. Президент Всероссийского фонда образования поднял вопрос о ценностях патриотического воспитания в школе и обвинил Минфин в свертывании таких программ.
Дискуссия продолжалась более трех часов. Количество требующих слова не уменьшалось. "Пока ждал, все перегорело, - говорил возбужденно кто-то из ораторов, - ничего не осталось, одни эмоции. Минобразования экономит на спичках, сжигая леса. Что такое бесплатное образование? Образование бесплатным может быть только для нужд страны┘ Выпускать миллионы людей с высшим образованием, чтобы они потом успешнее торговали трусами на рынке, это - расточительство!"
Между тем "расточительное" Минобразования РФ, в лице министра Владимира Филиппова, добросовестно и терпеливо высидело всю дискуссию и подвело итог. "Начавшийся процесс реформирования образования невозможен только на административной и ведомственной основе, без активного участия институтов гражданского общества в этом процессе, - заявил в беседе с корреспондентом "НГ" Владимир Филиппов. - Надо прямо сказать, сегодня существует опасность бюрократизации образовательной реформы. Гражданское общество через свои структуры и институты может и должно осуществлять мониторинг и общественную (публичную) экспертизу действий власти, активно влиять на значимые решения власти, а также принимать прямое участие в управлении образовательной системой и образовательными учреждениями".
На второй день Гражданского форума обсуждения продолжились в Высшей школе экономики и в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Среди предложенных мер - создание федеральных законов, обеспечивающих конкретные полномочия, относящиеся к общественному участию в управлении и делах образования, стимулирующие благотворительную деятельность, и деятельность попечительских организаций; организация общественного контроля и общественной оценки качества образовательных услуг; содействие созданию и работе различных общественных объединений в сфере образования и гражданских институтов.