БЕЛГРАД - винный, радостный, редкостный город. Белградский театральный фестиваль - БИТЕФ - главное, пожалуй, в этом городе регулярное пиршество. Сюда каждый сентябрь съезжаются веселые разбитные люди, чтобы что-то увидеть, кого-то сыграть, просто посидеть на берегу Дуная. Так продолжается уже 35 лет. И даже во время бомбежек и погони за Милошевичем вся эта лихая феерия никуда не девалась. Над городом летали полные бомб самолеты, а на театральных сценах шли спектакли. Люди заполняли залы, дарили цветы. А лет двадцать назад, когда Югославия считалась у нас чуть ли не окном в Париж, БИТЕФ вообще был самым престижным восточноевропейским театральным форумом. "В то прошлое, которое я уже не застал, - говорит член жюри этого года критик Роман Должанский, - БИТЕФ слыл местом встречи Востока и Запада. Собственно, здесь Запад открыл для себя Товстоногова, Любимова, Эфроса. Ну а мы - такие имена, как Брук, Штайн или Уилсон". Что-то было в этом фестивале, в этом городе. Людей тянуло друг к другу, к чужим, а подчас и чуждым мирам, мифам и легендам. Здесь зарождался новый человечный театр.
Сегодня, когда отпала необходимость в нейтральной полосе, где могли бы встречаться два мира - два детства, Белградский фестиваль стал уютным теплым сборищем приятных друг другу людей. И еще - сербской театральной школой. Ведь собственного театра в Югославии нет или, вернее, почти нет. То есть он есть, конечно, но в рамках европейского величия и великолепия как-то не смотрится. Вот почему БИТЕФ - то, благодаря чему сербы узнают о подлинном сказочном, но таком настоящем театре. Более того, за 35 лет своего существования Белградский фестиваль взрастил нового воспитанного зрителя. Тонко чувствующего искусство, подмечающего новые культурные тенденции.
В этом, мирном и юбилейном, году в Белград, как всегда, приехало много театральных трупп. И хотя, безусловно, знаменитых спектаклей показано не будет, ожидается несколько сюрпризов. Тот же Должанский, например, считает, что "они по крайней мере очень вероятны". Во-первых, в югославскую столицу приехал странный театр из Сингапура "Ателье 212". Это труппа танцоров, экспериментирующая в пространстве современной пластики и линейности движений. Никто про них ничего не знает, и те два спектакля, которые они дадут, по всей видимости, станут маленьким открытием фестиваля. Во-вторых, очень хвалят Нормандский центр драматического искусства, который привез в Белград свои этюды по мотивам чеховских пьес. Провинциальные французские театры вообще замечательные (сказывается высокий общекультурный уровень французской глубинки), а коллектив из Нормандии - особенно. Он уже был в этом году на нескольких театральных собраниях и был отмечен особым расположением публики и критической общественности. Ну и третье - единственным русским коллективом на БИТЕФе будет известный петербургский "Формальный театр". Который, само собой, привез на Дунай "Школу для дураков" по прозе Саши Соколова. Текст выдающийся, режиссер - Андрей Могучий - талантливый. Хороший производственный тандем. После Белграда Могучий с театром едет на фестиваль в Словакию. Так что лица, не имеющие загранпаспорта, увидят труппу только в конце октября на фестивале "Балтийский Дом" в Санкт-Петербурге.