0
2104
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

12.05.2011 00:00:00

Десталинизация, говорите?

Тэги: народ, жизнь, горе


Жили в деревеньке деревенские жители. Начались коллективизация с индустриализацией. Запихали их всех в теплушки – и в тайгу, лес валить. Привезли, выгрузили, и тут то ли начальника за вредительство посадили, то ли бумажка соответствующая в щелочку завалилась, короче, не нужен стал этот лес. О людях забыли. И оказались они там, в этой тайге, как герои Жюля Верна на необитаемом острове.

Выжили. Далеко не все, но выжили. Детей даже смогли народить. (И лес заготовили – а как же, приказ ведь был.) Тут-то про них и вспомнили. А, это вы... Кто разрешил?! Ладно, давайте быстро на строительство металлургического комбината, котлован рыть. Привезли в чисто поле, где котлован. Дали лопаты, шахматы и две балалайки для культработы, больше ничего. И тут выжили. И нарожали новых детей. И котлован вырыли. Ничто этот народ не берет...

Такой вот вкратце роман. Автор Зоя Прокопьева. Сибирячка, человек-глыба. Своими руками построила дом в тайге. Знает предмет.

Называется роман «Своим чередом». Он очень мощный, серьезно. Самозародившийся из духа истории эпос. А главное, интересно читать. Как они там глину ищут, кирпичи на кострах обжигают, строят кузнечный горн, бабы за ягодами, мужики ладят самоловы-силки... Будоражит. Даже как-то пьянит.

Говорят «Прокопьева художник». Ну не знаю. Не такой уж прямо, что ужас-ужас. Совсем нет. Она просто делает то, что делают и ее герои, – «робит». Этот роман, мне кажется, сильно превзошел индивидуальные писательские возможности автора (я читал другие ее произведения). Он вроде народной песни, по которой в допостфольклорную эпоху можно было судить о душе народа.

О душе русского народа из романа можно узнать много любопытного. Например, оказывается, что русский народ не идеократический, вопреки утверждению Вадима Кожинова, светлая ему память. В романе единственный идеократический персонаж – Ванька Востриков (который мечтал «насадить сады»). Наиболее платоновский, кстати. Сама природа над ним смеется. А вот трагическое в книге совершенно нелитературно: горе уходит в себя, заползает в нору, любоваться тут, по мнению народной души, нечем. Русское горе скупо, как скупы и утешения, сводящиеся чаще всего к ритуальной формуле «не бедуй».

А еще русский народ живуч. Но живучесть эта заключена не в силе духа. Она скорее растительной природы: где бросят семена, там они и вцепляются в землю. Полюбившиеся герои погибают, умирают, уходят, но в этом нет непоправимости, нет вселенской досады и укоризны Богу – «за что?!», – только личная боль оставшихся, а личная боль – это ничего, «не бедуй». Дети-то растут, очертания изменяются, было так – становится по-другому, только и всего. Надо робить.

Народ не мстителен, он терпелив к несправедливости и ко злу. Зло неотделимо от жизни – что поделать, значит, так надо было. Внешних врагов у народа нет. Как нет их у растения: корова, жующая траву, не враг, а «так надо». Поразительный момент: завод не выполнял план, по доносам пересажали и убили половину полюбившихся нам героев. Оставшиеся не восстают, не бегут, не бросают работу («надо робить» – универсальное средство от зла мира), и следующая глава начинается со слов о том, что план завод все-таки выполнил. Помогло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
537
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
386
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
472
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
495

Другие новости