Им только дай пофокусничать!
Бальдассаре Франческини. Один из фокусов Отца Арлотто. 1630-е. Галерея Палантина, Флоренция
1.
Этот критик свои ключевые идеи укладывает в слова из пяти букв.
Хвалит он с большой ловкостью и азартом, но это не Дмитрий Быков.
С героем его главного исследования этого критика сближает любовь к диковинной метафоричности.
Признано, что пишет он стильно, однако сердце свое отдает отнюдь не стилистам.
Трудно решить, кто он: английский денди или русский интеллигент.
Его любимцы в прозе и критике таковы, что в целом он напоминает тонкий и яркий мухомор, ожидающий тяжелый сапог грибника.
2.
Этому критику часто бывает стыдно. И тем, за кого ему стыдно, он умеет сделать больно так, что остальным бывает смешно.
Он активно пользуется возможностями Интернета, но продолжает посещать районную библиотеку.
Он считает, что со стороны виднее и тем виднее, чем дальше эта сторона от Москвы.
Задача не думать о белой обезьяне звучит для него так: не думайте об иерархиях.
Считает, что в отсутствие гениев в литературе виновато общество.
В его профессиональном лексиконе прочно закрепились слова «бред», «закидоны» и «чувак».
Доказал теорему о писательском статусе, согласно которой Сергей Минаев пишет лучше Анатолия Наймана.
3.
В игре «Мафия» этот критик строил бы из себя маньяка, а на самом деле работал бы комиссаром Катани.
Хотя начал с довольно злых фельетонов, снисходителен и считает, что крупным писателям надо дать заработать, а интеллигентам – побыть ворами.
Он из немногих критиков, кому не в лом писать о статьях коллег.
Критиков он считает высшей кастой, однако интересы читателя ему ближе.
Если собрать его статьи в книжку, получится практикум по демократизации критического языка.
Убежден, что читать важнее, чем оценивать прочитанное.
Когда он употребляет слова «неизреченность» и «беспредпосылочный», читатель вздрагивает от неожиданности.
4.
Когда этому критику что-то не нравится, он не рассматривает это как литературу.
Самая замечаемая в нем черта – он знает много сложных слов, а предмет его научного интереса носит такое имя, что сломаешь язык.
Несмотря на это, именно он сделал серьезный шаг к сближению с читателем, и не на бумаге, а в реале.
Теперь он любит слово «проект», как раньше любил слово «метод».
Он занимается образовательным пиаром. Он любит объяснять.
Его мечта – объяснить читателю, что узнаваемая картина мира – это скучно. Ему нравится смещать и остранять.
Когда все окончательно сместится, наступит эпоха поэзии и артхаусной прозы и критик будет совсем счастлив.
* * *
Я была для него такой жедевой из сказки,
справедливой, сильной
и доброй.
Он был велик, как дом
моего отца.
Конь на лопатке его скакал, вздымая копыта в небо.
Сердце мое было тихо.
Кони отцовы
горы шевелят.
Я люблю эти горы,
будто гигантское стадо,
отдыхающее на закате.
Под кедрами спать – радость.
Царскую гривну,
будто всю луну тяжелую ношу –
носила
и вот только скинула.
Пустая иду,
охотничья, старая, черная.
Девочка, которую ты обучал скачкам,
за красным оленем
в высь бело-синюю и нырнула,
в вышний чертог.
* * *
Я ненастоящий.
Я с самого начала не доверял миру.
Я старался уклониться от прямого ответа.
Я числился среди
троечников,
Я был абсолютно необучаем!
Честно говоря, я и в детском саду не блистал
и вдобавок был очкариком.
Я обычно отмалчивался
или старался отвечать односложно.
Я сидел за столом и играл.
Хомячков я ненавидел.
Самого Антона Коптюка я в глубине души считал дураком┘
И кто из меня получился?
Я – молод и глуп.
Я остался слабым, худеньким, тщедушным –
любая пачка сигарет смотрится весомее!
Женщины
тянутся к биологически
активным особям другого
пола –
за что меня было любить?
Одинокий человек совершенно беззащитен.
Он говорит много.
Помогите ему, пожалуйста.
Поговорите с ним сами.
Или
решительно все
гоните его в шею!
Пусть хоть что-нибудь будет
новым,
искренним,
человеческим.