0
2458
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

18.03.2010 00:00:00

Белое дело черного барона

Тэги: соколов, врангель


соколов, врангель

Борис Соколов. Врангель.– М.: Молодая гвардия, 2009. – 504 с.

Для одних он был символом реакции: «Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон», – писал о нем Павел Григорьев. А в одной из агиток Владимир Маяковский дополнял своего коллегу – «генерал Врангель, палач Юга,/ идущий топливо отнять и уголь».

Для других он остался «последним рыцарем Белого движения», «Белым орлом».

И здесь дело не только в оппозиции коммунистов и белогвардейцев. Тот же Маяковский в дальнейшем описал Врангеля вполне положительно, что признавали и многие эмигранты: «Глядя на ноги, шагом резким/ Шел Врангель в черной черкеске./ Город бросили. На молу – голо./ Лодка шестивесельная стоит у мола./ И над белым тленом, как от пули падающий,/ на оба колена упал главнокомандующий./ Трижды землю поцеловавши,/ трижды город перекрестил...».

Вопрос в личности самого Врангеля.

Историк Борис Соколов подробно описывает, пожалуй, одну из самых противоречивых фигур Гражданской войны.

Генерал-лейтенант Петр Николаевич Врангель (1878–1928) не мог не подкупать храбростью и честностью. Он был первым из офицеров Русской императорской армии, получивших в годы I Мировой (Великой, как ее называли современники) войны Георгиевский крест. Не был и сребролюбив. Недоброжелатели (а таковых Петр Николаевич нажил немало) никогда не упрекали его в поклонении Мамоне.

Талант полководца сочетал с талантом политика, и этим генерал выгодно отличался от большинства лидеров Белого движения Юга России. Во главе правительства смог реорганизовать тыл и начать проводить грамотные политические и экономические реформы, названные современниками «левой политикой правыми руками».

Вместе с тем непомерное честолюбие заставляло генерала не только конфликтовать с начальством в лице Антона Ивановича Деникина (прямое нарушение воинской субординации), но и совершать довольно двусмысленные с этической точки зрения поступки. Так, рапорты на имя генерала Деникина с критикой его действий (нередко вполне обоснованной) печатались в нескольких экземплярах, после чего, естественно, они «шли по рукам». Этакий то ли диссидентский, то ли генеральский «самиздат».

Поэтому, думается, не прав был генерал-майор Александр фон Лампе, когда, защищая своего друга, писал: «В некоторых кругах принято говорить, что Врангель был честолюбив┘ Да, это совершенно верно, и это качество, столь нужное каждому военному, совершенно необходимо для вождя┘ он был честолюбив в самом лучшем значении этого понятия, потому что он любил не почести, а самую честь».

Хотя не прав и Борис Соколов, утверждая, что Врангель в силу все того же самолюбия избегал непосредственного руководства заведомо неудачными сражениями. Ведь тогда он никогда не согласился бы возглавить белую власть в Крыму, тем более что генерал прекрасно понимал всю зыбкость и обреченность этого плацдарма. Как и понимал, что поражение неизбежно ассоциируется с верховной властью, даже если она лично в сражении не участвует.

Соколов опровергает устоявшуюся в эмиграции и в части отечественной историографии версию об отравлении Врангеля агентами ОГПУ. Об этом в новелле «Помощник режиссера» писал Владимир Набоков. В ней генерал (без упоминания имени) описан «самым достойным человеком» в среде лидеров военной эмиграции. «Кое-какие смутные симптомы, сопровождавшие его неожиданный недуг, приводят на ум тень отравления». Вместе с тем, возражает Соколов, клиническая картина последней болезни генерала достаточно хорошо описана. Его лечили несколько специалистов (из эмигрантов и местных бельгийских врачей). Никаких симптомов отравления обнаружено не было. Судя по всему, сильный грипп спровоцировал необратимые последствия в легких (скоротечная форма туберкулеза), вызванных застарелыми (и до конца не излеченными) ранениями.

Также Борис Соколов рассматривает «литературные» аспекты Гражданской войны – как образ Петра Врангеля (а также его оппонента генерал-лейтенанта Якова Слащева) преломился в творчестве Михаила Булгакова. Исследователь выявляет основные исторические источники, повлиявшие на создание образа Белого Главнокомандующего и генерала Романа Валерьевича Хлудова в пьесе «Бег».

Прослеживает ученый и судьбу членов семьи Врангеля.

Интересна судьба его дочери Натальи. После войны она переехала из Бельгии в Соединенные Штаты и была вынуждена начать жизнь практически с нуля: «Начала делать игрушки. Медведей.


Брала кусочки материи и из них вязала игрушки.
Александр Лактионов. Игрушки. Городской художественный музей
Буквально из ничего – брала кусочки материи и из них вязала игрушки. В результате я стала хозяйкой фабрики, на которой трудились 150 русских. Мне повезло, потому что таких игрушек в Америке не было. Все приходило из Германии. И из-за войны поставки игрушек остановились. Первое время я делала маленьких медвежат. А кончилось все большим медведем, который пел «Травиату».

А старший сын барона Петр Петрович пережил советский тоталитаризм и приехал в Россию в 1990-е годы. Сын выиграл войну отца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1076
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2887
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2018
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1602

Другие новости