Игорь Снегур. Транзиты. Диагонали: Беседы о творчестве, эссе, пьесы, повесть, рассказы/ Посл. Ю.Кувалдина и А.Трифонова. – М.: Книжный сад, 2009. – 704 с.
Можно просто – кисточкой-по-полотну, а можно – Духом-по-миру. В первом случае будет произведение конкретное и конечное. Во втором – мироконтекстное и природорезонансное – бесконечное.
Художник Игорь Снегур – из вторых┘
А еще он возрождает уникальные, почти забытые традиции публичного и коллективного обсуждения самых горячих, болевых и боевых проблем искусства┘
Садятся двое-трое-четверо персон под Игоревым полководством, включается диктофон – и начинается перекрестное опыление творчества в дуэтах, триалогах, квадрологах.
И таких бесед уже более 200┘
70 из них с другими литопытами художника (проза, пьесы, эссе) опубликованы только что в книге «Транзиты. Диагонали». Она достойна оказаться в Книге Гиннесса одним уникальным рекордом – в издании блестящего художника нет ни одной его картины. Даже на обложке┘ Вот это прием!
Когда-то фильм Александра Митты «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» потряс зрителей тем, что игравшие главные роли Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин не спели ни одной песни┘
Книга Снегура – столь же неожиданна. Но вернемся к ней. Я сам был участником некоторых бесед и могу засвидетельствовать – что случилось на бумаге с нашими устными ристалищами┘
Было: сотрясение воздуха, облако в словесных штанах. Оказалось – жестоко прописанные выблески широко расставленной Мысли┘Ну и здорово же мы тогда разговорились┘
Кстати, публикатор передает живую речь даже с неправильностями письменности букв, но с разговорными правильностями звуков┘ Здесь поиск Истины на наших глазах и захлеб при хождении вокруг нахождения важнее отточенности речи.
«Транзиты┘» про что же ваши «Диагонали...»?
Для Игоря Снегура мир, история, культура не обременены нашим безденежным механическим делением на детство человечества, на зрелость культуры, на конец истории. Помните вопль Фукуямы? Они – неделимая целостность, где на равных контачат времена, люди всех времен, искусство всех людей, метафоры их идей┘
Книга – мощное эпическое полотно, где вся культура – звонкопись целостности. Все перезванивают. Все звучит не в раздай, а в искусство. Не в унисон, а в униБодрство┘
Это не старенький уже, но задиристый все уже еще постмодерн, где верх с низом перепутаны. Это вечно юный Авангард – новое и свежее понимание творчества как мирового приключения в человечью Глубь.
Погружение в этот самозвучащий инструмент – мир, как цельная субстанция без иерархий в совокуплении противоречий и проречий не для того, чтобы умереть в нем, как режиссер в Станиславском актере. А для того, чтобы выплыть в неождан-ном топком месте. Там, где не ступала еще нога творца, кисть художника, мысли смыслителя, стило историка┘
Как тонко. А где тонко – там не рвется. Там точно и прочно! Сказал Михаил Бахтин: «Движется вперед только память, а не забвение. Каждый подлинный шаг вперед сопровождается обновлением Начала». Вот и нужно для тотального экспериментатора Снегура погружение в мировую избыточность смыслов и форм┘
Его книга – это отдельное произведение, не приложение к картинам, а картина приложений мыслей к пространству, к природе нашего Изначалья, начальствующего над нами!
С нетерпением ждем продолжения. Например, такого: «Параллели и меридианы», «Экваторы орбит»┘