Выход первой части фильма «Обитаемый остров» заставил вновь заговорить о творчестве братьев Стругацких. На всех уровнях.
Я случайно подслушал в метро презабавный диалог. Вошли – явно мать и дочь. Нет, они не были похожи – как две капли воды были похожи их броские макияжи и пергидритные прически┘ В процессе обмена новостями дочь спрашивает: «А ты-то сама как к этому «Острову┘» относишься, к «Обитаемому┘». А то все известные люди по телевизору хвалят, а простой народ ничего не понимает┘» Ответа матери я не расслышал. Но мне так и хотелось ответить цитатой из тех же Стругацких, мол, все это оттого, что «думать – это не развлечение, а обязанность»! А нынешний кинематограф именно от этого занятия активно отучает, да и книги по мере сил стараются┘
Не буду обсуждать достоинства фильма – это для нашей рубрики. Скажу только, что и у меня к нему много претензий. Однако, насколько я знаю, Борис Натанович Стругацкий его одобрил, да и Аркадий Натанович, будь он жив, тоже не отрекся бы. Его главное достоинство и главное отличие от большинства других картин нового российского кино – он заставляет людей спорить. А это значит – заставляет думать. Точно так же всем своим творчеством во все времена заставляли спорить, а значит – думать братья Стругацкие.
В то время как тупенькая молодежь жалуется на непонятность сюжета, те, кто постарше, критикуют саму позицию Стругацких. Звучат утверждения, что, мол, их либеральная идея устарела, не выдержала проверки временем, а вера в интеллигентного, в творческого человека вообще смешна┘ Я думаю, самим Стругацким серьезные споры вокруг их произведений гораздо приятнее, чем беззаветное почитание. Ведь они никогда не давали однозначных ответов, а только «вбрасывали» вопросы, подчас неразрешимые, – возьмите любое из их произведений.
Вот и на этой полосе собрались материалы вполне дискуссионные. Известный критик Роман Арбитман достаточно критично отнесся к биографии Стругацких. А литературовед Владимир Гопман предложил для публикации свои воспоминания о братьях, написанные для этой книги, но не вошедшие в нее. Он был хорошо знаком с писателями, принимал участие в литературной борьбе 70–80-х и стал одним из «героев» книги Скаландиса. Оба автора – непосредственные ученики Стругацких, как и автор биографии Антон Молчанов┘ И спорят они, потому что именно этому учит все творчество братского тандема.