Лев Гурский. 500 спойлеров. Мировое приключенческое кино в буквах. – М.: Livebook/Гаятри, 2009. – 576 с.
«Все беды – от блондинок!», «Психоанализ и мафия – две вещи несовместные», «Маньяки – народ изобретательный». Если вы думаете, что все это – цитаты из иронических детективов Льва Гурского, то глубоко ошибаетесь. Мастер авантюрного романа выпустил уже вторую книгу подряд в непривычном для себя жанре. На сей раз – сборник коротких кинорецензий.
Гурский – не кинокритик и не киновед, а просто давний зритель и заядлый поклонник остросюжетного кино. И, конечно же, создателю множества детективных романов (по одному из которых был снят популярный телесериал «Досье детектива Дубровского») есть что сказать о зарубежных кинолентах криминального жанра.
Среди пятисот отрецензированных Гурским фильмов – и яркие работы признанных мастеров, и фильмы вполне ординарные, проходные. Романиста интересует «мировое приключенческое кино» в широком смысле – триллеры, боевики, вестерны, драмы с «логическими загадками», отчасти – хорроры, военные ленты. Ну и, естественно, полицейские фильмы во всех их модификациях, включая пародии. Слово «спойлер» в заголовке тоже не следует понимать буквально: автор не раскроет вам всех-всех секретов, однако заинтригует так, что захочется, закрыв книгу, посмотреть фильм.
Кино шокирует, веселит, ужасает и вдохновляет на книги. Фотограмма разрезаемого глаза из фильма С.Дали "Андалузский пес". Иллюстрация из альбома "Вселенная Дали", Библио-Глобус, 2004 |
Книга эта – проект авторский, и при этом абсолютно писательский. Гурского зачастую привлекает то, мимо чего обычно проходят кинокритики-профи. В отличие от последних Гурский демократичен, он обращается к рядовым зрителям. Ну и в какой-то мере к фанатам романов Гурского, конечно. Вообще для автора «500 спойлеров» каждый рецензируемый фильм – в своем роде книга, которую он сам, быть может, написал бы иначе. Не случайно здесь так много перекличек между кино и литературой.
Но, с другой стороны, эта книга – явно не для тех синефилов, которые интересуются только «вершинами», «лидерами проката» или «всяким кино понемножку». Выбор фильмов здесь – авторский, даже чуть капризный. Но и в своей новой ипостаси Гурский проявляет завидную смекалку и эрудицию, а юмор и вкус его, кажется, ни разу не подводят. Гурскому нравится многое, но он вовсе не гладит по головке всех и вся. Слабые, вторичные, претенциозные фильмы автор припечатывает без пощады: «невероятная чушь», «тяп-ляп-продукция», «лабуда». Помимо сюжета и жанровых особенностей автор непременно сообщит вам также замеченные им в фильмах цитаты, парафразы, аллюзии и «общие места» – ежели таковые имеются.
И конечно, кинорецензент Гурский ни на секунду не перестает быть романистом Гурским. Он при случае готов поделиться с читателем рецептом изготовления качественного боевика или порассуждать (на примере фильма «Проклятие нефритового скорпиона») о том, почему Вуди Аллену противопоказан чистый детектив.