Новая драма: пьесы и статьи. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 512 с., ил.
Кое-кто помнит, как непросто шел Лев Рубинштейн к читателю. Сперва и долго зрителей было больше. Пока наконец не появился первый отчаянный смельчак, который издал его «по писаному», то есть расположив его тексты, как на его же карточках, – по строчке, по слову на странице. Новая книжка с «новыми драмами» хороша именно тем, что публикует пьесы так, как «хочут» их авторы – где надо, «лежа», где того просит автор, – с картинками (ах, как приятно разглядывать эту книжку с картинками – пьесу Оли Мухиной «Таня-Таня», когда-то открывшую всем, что молодые могут быть не только экспертами-криминалистами, но и лириками, лириками до мозга костей...) В итоге даже в чтении – на этом книга и настаивает! – каждый автор нуждается в индивидуальном подходе. А как иначе? Иначе-то, всякий знает, случается часто, если вообще – случается. Хотя все опубликованные в этой новой книге тексты имеют, можно сказать, счастливую театральную судьбу, все – сделали имя не только авторам, но и режиссерам, и исполнителям. И «Сахалинская жена» Елены Греминой, впрочем, в пору выхода спектакля Гарольда Стрелкова, уже драматурга «с именем», и «Глаз» Максима Курочкина (этот самый «Глаз» – долгожитель в проекте Центра драматургии и режиссуры «Москва – открытый город»), и «Пластилин» Василия Сигарева... Эта книга – своего рода каталог побед, реперные точки «новой драмы».
Конечно, петербургский вкус кое-где чувствуется. Скажем, любой «младодраматург» или «новодрамовец», который в этом котле варится уже не первый год, скажет, что в глоссарии, который приложен к основному корпусу, к пьесам, не хватает Антибукеровской премии. Что же, может статься, из Петербурга кое-что видится иначе. «Зеркало критики», приведенное в аппендиксе, выдает приятную картинку, хотя опять же известно, что прием «новая драма» получала и до сих пор получает разный, вплоть до решительного отпора... Вступительная статья Елены Ковальской, одного из энтузиастов «новодрамовского» дела и составителя этого тома (вместе с Кристиной Матвиенко), расставляет акценты, вносит некоторый порядок в умы тех, кто впервые знакомится с процессом, но уж больно привязана ко времени (все же странно в 500-страничном томе – который на сейчас, «на потом» и, конечно, в вечность – читать во втором абзаце: «Неделю назад десять драматургов и полтора десятка режиссеров съехались в Ясную Поляну...»). Но и «новая драма» – тоже привязана к нему, к нашему времени, сегодня – не та же, что вчера. И завтра, конечно, снова будет другая. Да и мелочи всё это, мелочи, с досадностью которых согласятся, наверное, не все. Заметить их было нужно затем лишь, чтобы автора этого отзыва не обвинили в излишней апологетике «новой драмы». К тому же в финале книги обещано продолжение серии и знакомство с другими авторами.
Да и пьесы хорошие, что, наверное, самое главное.