Отфрид Хёффе. Справедливость: Философское введение/ Пер. с нем. О.В.Кильдюшова под ред. Т.А.Дмитриева. – М.: Праксис, 2007. – 192 с.
Имя профессора историко-философского факультета Тюбингенского университета Отфрида Хёффе (р. 1943) сравнительно мало знакомо отечественному читателю. Между тем он широко известен в Германии и как оригинальный исследователь, и как признанный интерпретатор наследия Аристотеля и Канта. Влияние названных мыслителей в полной мере ощущается и в рецензируемой книге. Хёффе последовательно проводит линию на истолкование справедливости как трансцендентального обмена – полномочиями, услугами, признанием – между людьми. Готовность к обмену, то есть к установлению справедливых отношений, оказывается априорным основанием общества. Эта готовность обеспечивается в реальности наличием правового порядка, опирающегося на добропорядочность граждан, которые сознательно соблюдают установленные нормы.
Вся мировая история, начиная чуть ли не с Древнего Египта, обнаруживает следы последовательного формирования описанного механизма. Высшей стадией его развития является современная развитая демократия стран Запада. В условиях этой последней противоречия между частными интересами и общественным благом преодолеваются посредством универсально действующего принципа толерантности, подкрепленного гражданским консенсусом в отношении элементарных прав и обязанностей индивида. Гражданская позиция проявляется и в активном противодействии незаконным действиям государственной власти, которые в таком случае однозначно трактуются как несправедливые. По мере распространения соответствующих идей по всему миру будет складываться планетарное политическое сообщество, состоящее из всех жителей Земли. Основанное на началах либеральной демократии, такое сообщество должно будет принять форму всемирной федеративной республики, осуществляющей требования справедливости в глобальном масштабе.
Именно реализация этих требований оправдывает согласно Хёффе прямое вмешательство мирового сообщества во внутренние дела суверенного государства. Такая практика именуется им стратегией гуманитарной интервенции. Данная стратегия реализуется в случаях, когда становится очевидным массовое беззаконие, творимое властями того или иного государства. В тех случаях, когда беззаконие творится против тех, «кто вправе защищаться», Хёффе готов одобрить даже интервенцию со стороны отдельного государства или группы государств, не поддерживаемую мировым сообществом. Недостаточная четкость его позиции в этом вопросе затушевывается большим числом оговорок, которые мало проясняют дело. Тем не менее не вызывает сомнений, что избежать прискорбных эксцессов, вызывающих необходимость гуманитарной интервенции, возможно в контексте такой позиции только при условии использования на всех уровнях социально-политической системы, от межличностных отношений до международной политики, единого либерально-демократического дискурса справедливости, становящегося мерой всех вещей.