На днях в Белграде в 44-й раз прошла Международная встреча писателей. Если учесть, что это мероприятие бывает раз в год, то ему смело можно присвоить почетное звание одного из самых устоявшихся, самых продолжительных в мире. Череда этих встреч ни разу не прерывалась с 1964 года!
Множество стран-участниц (Австралия, Аргентина, Болгария, Дания, Германия, Греция, Израиль, Индия, Италия, Китай, Румыния, Чехия, Чили и др.), несколько десятков делегатов, разнообразие языков, знакомства, дискуссии, выступления... Россию в Белграде представляли московские поэты: Сергей Гловюк, Александр Герасимов, Елена Иванова, Ирина Василькова, Иван Голубничий, Андрей Базилевский.
Помимо скучных приветствий и пленарных заседаний случались и очень живые выступления в самых разных местах – в библиотеках, лекториях. Состоялось несколько крупных поэтических вечеров, на которых поэты представляли свои страны. Вечер русской поэзии, прошедший в большом зале Союза писателей Сербии, был одним из самых массовых и резонансных. Русских ждали и слушали с невероятным вниманием. В Сербии вообще воспринимают поэтов («песников») с пиететом, а гостей из России тем более. Такова давняя традиция. Но факт остается фактом. Русские для сербов – самые дорогие гости, практически братья. Поэты читали стихи на родном языке, актеры представляли переводы на сербский. В зале было много потомков русских эмигрантов, представителей белградской интеллигенции.
Москвичи читали свои стихи в нескольких залах, для различной публики. Состоялся даже ночной поэтических марафон в студенческом общежитии, среди выставки объектов актуальных художников, где в режиме нон-стоп рифмы звучали около пяти часов подряд.
После нескольких дней официальных мероприятий в столице из иностранных гостей собрали малые группы, которые развезли в разные стороны от центра. Писателям дали возможность познакомиться с сербской провинцией и представить свое творчество там. Гнетущее впечатление произвела на писателей поездка в охраняемое войсками ООН Косово. Писатели увидели разрушенные православные храмы, нищету сербов, которые не покинули родные места, ощутили чувство опасности┘
Ярчайшим контрастом к поездке в Косово оказался вояж в село Мрчаевцы. Здесь уже несколько лет подряд проходят поэтические встречи, имеющие международный масштаб. Столы ломились от жареной свинины, а пиво и ракия лились рекой. Хотя и здесь совсем недавно было весьма неспокойно – в 1999 году на окраине этого села были сбиты американские бомбардировщики. Однако сейчас здесь оглашают простор стихи и песни. Имена всех лауреатов мрчаевских встреч высечены на мемориальном камне. И среди них – Сергей Гловюк из России.
Поэты выступали в школах и домах культуры города Чачака, на руднике, где добывается магнезит. Стихи звучали близ Кралево, на берегу реки Моравы. Видимо, организаторы этого мероприятия верят в магию слов и думают, что моравская водица разнесет поэтическую речь по всем Балканам.
Есть надежда, что результатом белградских встреч станут переводы сербской литературы на другие языки. В том числе и на русский. Ведь большинство живых классиков сербской поэзии в России все еще неизвестны. Хотя они есть! И знать их надо бы, потому что это значительные фигуры – представители не очень многочисленного, но невероятно близкого нам народа: например, Слободан Ракитич, Радомир Андрич, Миодраг Павлович, Адам Пуслоич┘
Участники Белградской встречи писателей, естественно, общались и неофициально. И тогда литры лучшей сербской сливовицы расходились в рюмочках с пожеланиями здоровья на разных языках. А потом само собой вывелось и понятное каждому пожелание (микс сербского и английского): «Живели everybody!»
Еще поэты рассказывали о своих – домашних – международных литературных мероприятиях. Они есть везде, от Буэнос-Айреса до китайских провинций. Кроме Москвы. И дело не в отсутствии энтузиазма. И даже не в том, что бюджет российской столицы не может потянуть что-то подобное. Может быть, пример маленькой Сербии кого-нибудь вдохновит. Пример-то – хороший!