ИСТИНА ГДЕ-ТО ТАМ
Еремей Парнов. По следам Золотой легенды: Путешествие в Атлантиду. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. – 368 с. (Серия «Путешествие с Парновым»).
Так сложилось, что имя Еремея Парнова, публициста и научного фантаста, обычно ассоциируется с фантастическими, детективными или приключенческими романами. Однако для читателя, отслеживающего новые книги о старых тайнах, оно олицетворяет еще и прозу иного рода – прозу, которую можно назвать художественно-документальной. В ней основной упор делается на факты, на изученные автором «человеческие документы», будь то летописи, философские трактаты, художественные произведения, мифы и легенды. Художественно-документальная проза – это собранные воедино результаты исследования, поиска ответа на тот или иной вопрос, связанный с исторической загадкой, с вызывающим споры эпизодом. Причем все эти результаты исследования излагаются в доступном каждому читателю виде. Текст не перегружается сложными терминами, он не сух и не скучен, а, наоборот, в нем часто встречаются выразительные средства, присущие литературе художественной, и читатель находится в постоянном напряжении за счет особой эмоциональной атмосферы повествования, возникающей благодаря все большему погружению в тайну.
Такой атмосферы в книге «По следам Золотой легенды: Путешествие в Атлантиду» хоть отбавляй. В каждой главе есть своя изюминка в виде маленькой загадки, сопряженной с загадкой главной – Атлантидой. В целом эту книгу можно читать по частям и постепенно, не будет очень уж большим кощунством читать ее главы не по порядку. Однако вся прелесть художественно-документальной прозы в том и заключается, что здесь части произведения подчинены особой авторской логике – в данном случае логике путешествия из мифа в реальность, из одной древней цивилизации в другую, из времени прошлого в современность┘ Путешествия от незнания и тайны к узнаванию и разгадке. Или если уж не к стопроцентной разгадке, то хотя бы к лучшему разъяснению ситуации, ведь истина всегда где-то там, где-то рядом, а не вот тут, под самым носом. Особенно в таких вопросах, которые касаются существования или несуществования Атлантиды, ее местонахождения, особенностей жизни населявших ее людей или же каких-то иных существ.
Главное – не поддаваться искушению назвать наиболее понравившуюся гипотезу истинной. Очень важно суметь удержаться на грани между субъективностью и объективностью и в итоге отдать предпочтение именно второму. Что ж, и то и другое Парнову удается в полной мере. Делая выводы из платоновских «Диалогов», древнеиндийских, библейских и подобных им текстов; анализируя мифы самых разных стран; сопоставляя друг с другом культуры египтян, майя, китайцев, шумеров; обращаясь к историческим исследованиям последних нескольких веков, в том числе и к таким вызывающим споры, как книга Блаватской «Тайная доктрина» или фильмы Дэникена «Воспоминания о будущем» и «Послание богов», Еремей Парнов, по его же собственным словам, постоянно руководствуется принципом «бритвы Оккама»: «Не следует умножать число сущностей сверх необходимости». Другими словами, не следует городить Атлантиду там, где ее никогда и не было.