Паскаль Брюкнер. Вечная эйфория: эссе о принудительном счастье. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007, 240 с.
«Жизнь сквозь призму fun – это иллюзия облегченной реальности, в которой все наслаждения доступны и все беды смягчены», – говорит нам французский философ и романист Паскаль Брюкнер. Мир fun, он же утопия о повсеместном счастье – вот идеология нового времени, пришедшая на смену религиозным догмам Средневековья и социалистической вере в светлое будущее.
Казалось бы, в чем опасность новой «счастливой» идеологии? Стремление к счастью было закреплено как неотъемлемое право личности не только в американской Конституции, но и признано как естественное в произведениях мировой литературы. «Будьте счастливы!» – желаем мы своим друзьям, завещаем собственным детям, не чувствуя горечи парадокса, здесь заложенного: можно ли достичь состояния, о котором каждый имеет свое и то лишь смутное представление? К тому же слишком часто случается так, что мы только по прошествии времени осознаем, что были счастливы.
На протяжении всей истории человечества философы ведут друг с другом ожесточенные споры о предмете счастья и не могут договориться. Счастье многолико и не любит сидеть на месте, но в этом его притягательная сила. Мы понимаем, что достичь счастья невозможно, что обладание желаемым отбирает у него всю сладость, делает его пресным и, по сути, ненужным, но все равно изо всех сил стремимся к эфемерному образу блаженства. Но эти слабости человеческой натуры были известны еще античным мудрецам и не вызывали больших опасений. В наш же век чрезмерного потребления все это играет на руку законам рынка: человек доверчив во всем, что касается счастья, он верит, что, приобретя ту или иную вещь, он станет хоть немного счастливее.
Впрочем, нельзя сказать, что Паскаля Брюкнера интересуют исключительно проблемы сверхпотребления (от фр. surcroissance). Это скорее «побочный эффект» новой идеологии. Гораздо страшнее последствия, касающиеся сдвигов в человеческом сознании. Человек, которому с детства внушают, что быть счастливым столь же необходимо, как дышать, загоняет себя в жесткие рамки, которым он априори не может соответствовать. Он выбивается из сил в бесконечной погоне за счастьем, о котором он зачастую не имеет четкого представления. Его жизнь проходит в бесконечной борьбе, самобичевании, сопровождающимися чувством острой неудовлетворенности. И даже когда приходит понимание, что счастье невозможно сделать неотъемлемым атрибутом жизни, человек тем не менее стремится создать иллюзию в глазах общества, выставляя напоказ общепризнанные «счастливые амулеты»: богатство, здоровье, любовь.
«Вечная эйфория» Паскаля Брюкнера – это не нравоучительный трактат об эфемерности счастья и не разоблачение новой популярной идеи. Это логически выверенная, вдумчивая книга о тайных рычагах, направляющих массовое сознание, и о том, как не зависеть от них, используя законы одной лишь логики и здравого смысла.