Александр Никонов. История отмороженных в контексте глобального потепления. – М.: НЦ ЭНАС, 2007, 296 с.
В 1994 году, если мне не изменяет память, вышла нашумевшая тогда книга Александра Никонова «Х┘вая книга». Матерная, эпатажная, хулиганская. Но до сих пор не забываются главы, где Никонов, выпускник Института стали и сплавов, описывает практику на металлургическом заводе. В жизни бы не раскрыл никакой литературы по этому вопросу. А вот Никонов вдруг дал мне и понятие, и художественное представление об этом важном техническом процессе.
Теперь журналист и литератор занимается популяризацией самых интересных научных концепций и даже в какой-то мере философией современной науки в контексте поп-культуры. «История отмороженных» снабжена десятками графиков, а написана и читается удивительно легко. Стык геологии, физики, биологии и истории. Палеоклиматология и, так сказать, футуроклиматология. Никонов излагает результаты многолетних исследований и взгляды руководителя Лаборатории глобальных проблем энергетики Владимира Клименко, делая множество собственных выводов и прогнозов. Клименко удалось на основе данных комплексных исследований (по древесным кольцам, пробам антарктических льдов, историческим свидетельствам и пр.) реконструировать планетарный климат от начала первых цивилизаций.
Реконструкция получается не из приятных. Почему Овидий, сосланный императором Августом в Томы, что сейчас являются румынским курортом Констанца, жаловался на невыносимые условия? Тогда там была чуть ли не тундра. Дунай и Черное море замерзали каждую зиму. Почему так легко был свергнут Борис Годунов и захватил власть Лжедмитрий? Годунов лишился популярности из-за четырех подряд неурожайных лет. А они случились из-за обильных июльских (!) снегопадов в Центральной России.
При этом Клименко сравнивает в одной системе координат график похолоданий отдельных территорий и целых материков либо график засух и кривую роста прогресса обществ. Получается, чем хуже условия жизни, тем активнее коллективный человеческий разум. Консолидация государств, успешные завоевания, появление технических новинок, достижения литературы и искусства, рождение мировых религий – все приходится на периоды ухудшения климата. Вывод: человек – ленивое животное. Ну да. Что, зачем будет придумывать житель Таити, где всегда хорошая погода?
Никонов выдвигает также ряд небесспорных гипотез, как манипулируют общественным сознанием ради выгод некоторых финансовых групп. Для этого используются масс-медиа и наемные ученые «тревожники», поставляющие научные сенсации. Вот история с озонными дырами. Вдруг мир заволновался, что испарения холодильников и аэрозольные дезодоранты уничтожают атмосферу. Начали искать замену, и корпорация «Дюпон», нашедшая ее заранее, хорошо заработала. А данные палеоклиматологии говорят, что эти озонные дыры задолго до изобретения холодильников возникали, увеличивались и пропадали. И виной тому был метан, испаряемый болотами, и овцы, которые, оказывается, пукают метаном. Подобные спекуляции происходят, по мнению Никонова, и вокруг птичьего гриппа, СПИДа, Киотского протокола┘ Германия, Россия, Франция протокол подписывают, США, Китай, Индия – нет. А атмосфера остается общей.
Как бы смело ни утверждал Никонов, какие бы ни допускал в азарте ошибки, хочется согласиться в главном. Человек еще слишком слаб, чтобы устраивать климатические катастрофы. Те катаклизмы, в каких он виноват – сведение лесов, Чернобыльская авария, – не повлияли на великий механизм природных колебаний. Сейчас идет глобальное потепление. Лично я радовался, когда этим теплым январем во время прогулки с собакой нашел свежевыросшую сыроежку. И не огорчился отсутствием зимних забав в виде лыж, снежков и санок. Обходятся же без них жители счастливых берегов Средиземного моря. А вот наши края счастливыми назвать как-то язык не поворачивается.