«КАК ЗАРИФМОВАТЬ ВРАГОВ НАСМЕРТЬ» И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Г.В. Бондаренко. Повседневная жизнь древних кельтов. – М.: Молодая гвардия, 2007. 396 с. (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
┘Без этой книги мы никогда не узнали бы весьма удивительных, а порой и просто ошеломляющих подробностей жизни кельтов в Ирландии и Уэльсе эпохи раннего Средневековья.
Нам может показаться, что мы все уже знаем про них. Наслышаны. О древних кельтах, как известно, писали древние римляне, да и не только они. Кто только не размышлял об этих ушедших навсегда непонятных созданиях, на протяжении веков вдохновлявших писателей и поэтов, разговаривавших с древесными божествами.
Мы откуда-то знаем интересные подробности из их жизни – главным образом, о магическом искусстве друидов, и о том, как нелегко оно давалось избранникам: двадцать лет нужно было юношам учить наизусть заклинания, чтобы стать истинными жрецами... Кельтская культура отчасти нам даже близка – ведь мы с детства наслышаны о Мерлине и читали Толкиена и Льюиса. Однако книга Бондаренко дарит нам новые знания и откровения, о которых мы и не подозревали.
Разве мы представляли себе, как зарифмовать человека насмерть? Или как вывести крыс посредством слова? А самый эффективный и экономичный способ принесения людей в жертву разве был нам знаком?
Все-таки не все кельтские тайны преданы огласке. Впрочем, с выходом этой книги проникнуть в них стало намного проще. Вот, например, что общего между лошадью и королем? Не будем торопиться с ответом (мол, совсем ничего). Оказывается, в Ирландии кобыл использовали для ритуала инаугурации. И уж конечно, функция их не сводилась к тому, чтобы банально возить монарха на себе. Все было много сложнее и... страшнее. «...Выводили белую лошадь. К лошади «звериным образом» подходил будущий король. Скорее всего, речь идет о... символическом совокуплении... Лошадь тут же убивали, разрезали на куски и варили... После этого король погружался в лошадиный отвар, ел вареное мясо и пил отвар, просто окуная в него лицо».
Но жертвоприношения животных – это еще только цветочки. Дальше мы читаем, что кельты не стеснялись и человеческих жертв. Так, они верили, что если один человек подвергается опасности, то его жизнь можно «обменять» на одну или несколько других. «У некоторых племен для человеческих жертвоприношений использовались огромные чучела, сделанные из прутьев. Эти чучела наполняли живыми людьми и поджигали...».
В качестве начинки чучел использовали воров и прочих преступников, а если их не хватало, то в расход могли пойти и совершенно невиновные люди. (Это все немного напоминает тоталитарный принцип «чистки» вообще. Видно, что человечество со времен кельтов не сильно изменилось.)
Однако оставим в стороне ужасы. В книге Бондаренко есть вещи и посимпатичней. В первую очередь, пожалуй, это рассказы о кельтской магии, воспаряющих друидах и загадочных филидах. Как мы уже сказали, о друидах наслышаны все, но вот с филидами дела обстоят совсем иначе.
А филиды – кельтские поэты-провидцы – поистине творили чудеса. В полной темноте писали они свои поэмы, подчас подкрепляя вдохновение весьма странными способами. Вместо того чтобы обратиться за помощью к музе, филид мог заводить беседы с головами умерших, грызть «кусок красной плоти свиньи, или собаки, или кошки», или, в отдельных случаях, просто жевать свой собственный палец. Возможно, современным поэтам стоило бы взять все это на заметку, ибо благодаря перечисленным ухищрениям филиды действительно повелевали словом. Стократ несчастен был тот, кому пели они так называемую «песнь поношения»: в лучшем случае на его лице появлялись три «разноцветных волдыря», а при менее благоприятном раскладе несчастливца поглощала земля, да не одного, а «с женой, сыном... оружием и собакой». Последнее-то и называлось «зарифмовать до смерти». Кстати, так же кельты заклинали крыс и мышей – задолго до Гаммельнского крысолова.
Похоже, нам и правда есть чему поучиться у кельтов. Вот скажите, к примеру, какой нынешний христианин верит в бессмертие души так же искренно и неотступно, как кельт, одалживающий своему товарищу быка – с тем, чтобы товарищ отдал долг... в загробном мире?..
┘Кстати, при всей «необычности» тем этот труд нисколько не похож ни на сборник забавных баек, ни на популярное чтиво в стиле нью-эйдж. Это самое натуральное научное исследование, написанное с большим знанием дела. И автор достигает своей цели: жизнь загадочных древних кельтов представлена им настолько фактурно и осязаемо, что читатель с головой погружается в их магическую реальность, давно уже канувшую в Лету. Здесь настоящая и редкая возможность живого соприкосновения с прошлым, что полностью оправдывает название серии: «Живая история: Повседневная жизнь человечества».