Еремей Парнов. Тайные письмена богов. – М.: Грифон, 2007, 240 с.
Удивительны нынешние времена и нравы. Можно сказать, даже изумительны своей тягой к сверхъестественному, таинственному и паранормальному. Столько книг о чудесах, символах и загадках Вселенной, как в наши дни, давно уже не выходило на Руси. О великих магах, чародеях и колдунах, о пирамидах майя и языке этрусков, о культе богини Изиды и об ордене тамплиеров (с приветом от Дэна Брауна)┘ Были ли они все на свете – неважно. Главное, что они – загадочны.
Что-то тут есть странное. Пожалуй, стоит допустить, что без тайны как таковой человеческая душа жить не может – обе они, как говорил Шекспир (про которого, кстати, тоже достоверно неизвестно, был он или нет), «сотканы из одного вещества». Правда, он говорил это про сны, но, по сути дела, сны и тайны – вещи опасным и неясным образом взаимосвязанные.
Итак, тяга к мистике и мистериям, древним культам и письменам богов – штука вполне объяснимая. Беда только в том, что в нынешнем скромном преломлении бытия душа как-то разучилась видеть неожиданное и таинственное в себе. Мир, предлагаемый нам современными писателями-пастырями душ человеческих (скажем, Людмилой Улицкой, Диной Рубиной или еще кем-то), – либо советская депрессия пополам с физиологией, либо набор бодряческих баек с чернушным налетом (тоже посткоммунистического розлива). В таком мире жить как-то неуютно. Даже страшновато. И, главное, совершенно бессмысленно, потому что очень скучно.
Вот и носится человек с книгами о культах и черных мессах, о значении слова «тетраграмматон» или еще о чем-нибудь важном. Никто не спорит: важном, хотя все это и не попадает в цель. Настоящую тайну так просто за хвост не уловишь – в книжке про древние манускрипты ее, вернее всего, нет. Но какое-то приближение, пусть даже пустяшное, есть.
Вот и книга Еремея Парнова – об этом. В аннотации мы читаем, что автор – «известный первооткрыватель тайных, загадочных и мистических сюжетов». Далее мы узнаем краткое изложение содержимого: «древние культы и мистерии, поиски заветного Грааля, знаменитый ясновидец Вольф Мессинг, общие первопредки человечества – все эти интереснейшие темы калейдоскопом проходят перед читателем»┘
Вот тут-то и кроется некоторая, с позволения сказать, закавыка. Никто не против Вольфа Мессинга или заветного Грааля – это просто отлично, что они на свете существовали и существуют. Настораживает не это – настораживает гремучая смесь, каша из всех этих чудесных явлений, круто заваренная, буйно кипящая, из сотни ингредиентов состоящая. Проглотить это читателю возможно по-хорошему лишь в том случае, если он сразу все это потом забудет или вытеснит в бессознательное.
«Что сбылось и что не сбылось? Я думал об этом, стоя в сумрачном пределе церкви Святого Лаврентия у надгробной плиты Нострадамуса. Думая и о том, что, по сути, вся наша история – это сплошной поток бесконечных предсказаний, в котором изредка мелькают крупицы отмытого золота. Но в пестрой толпе «старателей будущего» Нострадамусу принадлежит воистину первое место. Никуда не деться от его точных попаданий┘»
Тут же рядом с Нострадамусом – звезда Астарты и Кумранские пещеры, царь Давид и царь Ирод, Пуп Земли и недавно найденное Евангелие от Иуды┘ Всем мистическим сестрам роздано по серьгам. Беда только, что серьги эти отнюдь не из чистого золота.
Не очень понятно, почему Еремей Парнов назван издательством «первооткрывателем тайных, загадочных и мистических сюжетов». Рассуждая трезво, сюжеты эти, конечно же, довольно загадочные, но почему их нужно так уж особенно открывать? Вообще-то они известны каждому мало-мальски подкованному школьнику, который наряду с Гарри Поттером глотает информацию о пресловутых невероятностях мироздания.
Так все-таки нельзя. Быть «известным первооткрывателем» – дело почетное и обязывающее, зачем его профанировать?
«┘Именно в этот период было обнаружено сенсационное Евангелие от Иуды. Из рук нелегальных или, как еще их называют, «черных археологов» манускрипт попал к египетскому продавцу древностей Ариану. Имя, по-видимому, вымышленное. Вдвоем с напарником он вывез рукопись в Европу для продажи. Непомерная по тем временам цена в три миллиона долларов потенциальных покупателей не устроила, но слухи о Евангелии начали распространяться┘»
Чем-то напоминает все это статью о кладах в провинциальной газете, раздел для любителей сенсаций. И вот возникает у читателя такое чувство, как будто его обделили. Вроде бы все хорошо: и про Нострадамуса ему поведали, и про Иуду рассказали, и про Грааль расписали, а удовлетворения нет и не предвидится. Уж больно все они – и Святые Чаши, и Пупы Земли, и Вольфы Мессинги – выглядят однообразно. Прямо как партия и Ленин, они же близнецы-братья. Грааль можно легко спутать с Иудой, Нострадамуса с Рудольфом II, царя Давида с Землей Ханаанской, Вольфа с Мессингом. Что за притча?
Один дзенский мудрец изрек, что «в сырой каше всегда бывает сырая крупа». Восточные высказывания – дело тонкое, но приблизительно мы можем растолковать этот коан следующим образом: непроваренная, поверхностная, неживая информация в совокупности не даст ничего, кроме непроваренной, поверхностной, неживой информации, какими бы благими намерениями ни руководствовался автор, ее собиравший. Как заметил все тот же Шекспир, «из ничего не будет ничего». Хотя и это высказывание тоже уже навязло в зубах┘