На злобе дня довлеют две большие загадки. Почему в ближайшем овощном ларьке свежие огурцы из хозяйства «Белая дача» (это сразу за МКАД) стоят 160 р., а свежие бананы из Эквадора – 30 р.? Так сразу не ответишь. Нужно включать фантазию. В подмосковных теплицах огурцы к Великому посту выращивают таджикские академики, поливают святой водой из Иордана, которую привозят самолетами. А бананы в Эквадоре растут сами по себе. Их собирают безграмотные индейцы, получающие зарплату листьями коки, которая тоже растет сама по себе┘
Вторая загадка. Почему в бесчисленных телевизионных шоу участвует довольно узкий круг звезд, культивируемый поп-культурой? И большинство из них актеры кино и эстрады. Включаем фантазию. Представим себе годы первой российской перестройки времен правления Александра II Освободителя. Яблочков после лампочки изобретает телевидение, оно владеет умами и широкими массами, которым этот ум заменяет.
На государственном канале Николай Милютин регулярно вещает в «Прожекторе реформ». Новости всякие, разумеется, криминальная хроника. Со спортом тогда было не очень. Но канал «Культура» процветает. То передвижники, то «Могучая кучка» произведут фурор. Некрасов владеет каналом Народное телевидение (НТВ), по которому Лев Толстой вещает, как нам обустроить Россию, скандальное интервью дает из ссылки Чернышевский... Ток-шоу, ясное дело, процветают. Когда у нас не любили поговорить? Лорис-Меликов и Скобелев дискутируют о завоевании Коканда, Салтыков-Щедрин предлагает отложить решение женского вопроса, братья Жемчужниковы спорят с иеромонахом Феофаном Затворником о юморе. Все примерно то же самое с поправкой на свой век.
Но кого мы не видим в те времена среди вещающих, среди тех, к кому прислушивается народ? И не можем увидеть. Тех, кого мы чаще всего видим сейчас. Актеров. Не говоря уже о парикмахерах. Популярность семейства Садовских или Гликерии Федотовой была ничуть не меньше, чем у нынешних звезд, без всяких придуманных скандалов. Но в подкорке у публики еще сидело представление об актерах как о потомках грешных скоморохов, еще была уверенность во вторичности творческой составляющей этой профессии. Как бы выразительно Щепкин ни произносил со сцены: «Над кем смеетесь?», публика не забывала, что эту фразу придумал не Щепкин, а Гоголь.
Кто же ответит на вторую загадку злобы дня? Согласен, что по законам поп-культуры среди телезвезд писатели только Донцова, Лукьяненко, Ерофеев. Из служителей культа – дьякон Кураев, священник Чаплин и профессор Дворкин. Больше нерентабельно. И несколько сотен актеров, певцов да один парикмахер. Согласен – по законам поп-культуры телезвезды должны в свободное от сцены и кинокамеры время кататься на коньках, выживать на необитаемом острове и готовить салаты. Но почему в большинстве ток-шоу актеры вещают в роли проповедников? Почему не те, для кого это прямая обязанность? Хотел спросить у Ирины Майоровой, у «специалиста по России» Ди Би Си Пьера. Не говорят.
А может быть, просто времена очень сильно изменились? Писатели скоморошничают на страницах и сеять с экрана разумное, доброе, вечное остается одним актерам. Батюшке Ивану Охлобыстину, церковной старосте Екатерине Васильевой и всем остальным, включая парикмахера, сеять вместе с гламурным, скандальным, саморекламным.