Вячеслав Огрызко. Кто сегодня делает литературу в России. – М.: Литературная Россия, 2006, 416 с.
Для критика Вячеслава Огрызко составление словарей и справочников о писателях – дело привычное. Новое издание посвящено современным литераторам: в него вошли 86 прозаиков, поэтов, критиков, от Василия Аксенова до Леонида Юзефовича – если по алфавиту. Если по возрасту, от Михаила Алексеева и Александра Солженицына (р. 1918) до Анны Козловой (р. 1981). Если по жанрам, от Беллы Ахмадулиной и Бориса Гребенщикова до Сергея Лукьяненко и Дарьи Донцовой.
При знакомстве с составом участников сразу возникают вопросы: «Маринина, значит, писатель, а Мориц – нет?!» Хотя корить словарь за отсутствие Юнны Мориц, Василия Белова, Юрия Ряшенцева и других пока преждевременно: раз это первый выпуск, будет продолжение. А наличие в книге «королевы детектива» Марининой или «кассового автора» Татьяны Устиновой очень даже обоснованно: принцип подбора «словарных кадров» – литературные заслуги либо «у всех на устах». (Можно то и другое – и так бывает.) Хотя есть исключения. Например, глава «Большой талант оказался скучным ремесленником» об Александре Сегене. Если скучный, зачем о нем писать? В литературные миллионеры ремесло его не вывело┘
Зато сама книга нескучная, выходящая далеко за привычные рамки «родился – окончил – публиковался – награжден». Уже названия глав звучат песнями: «И мир ему – горяч, как сковородка: Андрей Вознесенский», «Тень русской классики: Руслан Киреев», «Разбитые очки: Анатолий Курчаткин»┘ Составитель приводит случаи из жизни своих героев, доброжелательные и злобные отзывы критиков, собственные оценки и мнения: «А Маканин – молодец. Он не умеет мельтешить». В главе «Всем прощаю долги: Вячеслав Артемов» описан писательский банкет в Приморье, во время которого поэт Артемов долго рассказывал о бедственном положении журнала «Москва» – «зарплаты мизерные и никакого просвета┘ Но тут заиграл ресторанный оркестр. И душа Артемова не выдержала. Он на последние казенные деньги заказал местной певичке цикл песен в честь своего отсутствующего друга Александра Сегеня┘ Приморская знать после этого не знала, кому верить. Она впервые видела, как шиковал нищий журнал». Таких «живеньких», а то и полубульварных подробностей много. Но не обо всех – вот о Солженицыне ничего «этакого» автор написать не посмел.
«┘Лучше бы Огрызко склонился к чему-то определенному. Или бы пустил бульварность на всю катушку, или, наоборот, удалил бы со страниц своих изданий двусмысленную игривость┘ Мухи отдельно, котлеты отдельно, не надо их смешивать и трясти в одном флаконе» (из отзыва Светланы Сырневой на обложке словаря). А может, это фирменное блюдо – котлета под мухой? Кому-то нравится.