Термина «книга художника» нет в энциклопедиях по искусству. А ведь этому явлению более ста лет. Сегодня в России под термином «книга художника» понимают всё, что так или иначе вываливается из многотиражного издательского процесса: от самиздатовских сборников, сделанных при помощи ксерокса или пишмашинки до коллекционных изданий. А также книги-объекты, книги-перформансы, виртуальные интерактивные книги-игрушки, книги, посланные по почте, и многое другое. Книги на яблоневых срезах, на целлофане, на одноразовых тарелках, на папиросах, на опавших осенних листьях, на почтовых марках, на сосновой коре и на керамической плитке, книги-стулья, книги-мельницы, книги-платья, книги-скульптуры. Процесс чтения и восприятия не ограничивается визуальным и концептуальным рядом, не менее важны тактильные, слуховые, а иногда и обонятельные ощущения.
В начале XX века возникают понятия «художник книги» и «искусство книги». В России тему целостного подхода к оформлению книги разрабатывали мирискусники. Идеолог группы Александр Бенуа заявлял, что «художник, занятый книгой», должен обращать внимание не только на иллюстрации, но и «на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на обрез, брошюровку».
Когда-то книгопечатание было сродни искусству. Печатники колдовали с составами красок, с печатными формами, с сортами бумаги. Практически все издания раннего периода могут быть отнесены к «библиофильским». Постепенно книга из произведения искусства превращалась в источник информации и развлечения. Книги разделились на дорогие, подарочные издания и многотиражные поделки.
Спрос на роскошные издания и породил жанр «книга художника», возникновение которого соотносят с французским словосочетанием livre d’artiste, которое появилось в начале прошлого века благодаря Амбруазу Воллару. Этот галерист и издатель впервые соединил книжную форму с графическими работами Пикассо, Боннара, Матисса, Миро, Шагала. К каждому изданию подбирался старинный наборный шрифт. Иллюстрации печатались на офортных и литографских станках. Переплет и футляры делались вручную. Тираж был небольшим, до 400 экземпляров, каждая книга стоила баснословно дорого.
В 60-х годах прошлого века в США возникает жанр artist’s book, противоположный livre d’artiste. Недорогие издания, которые художники могли выпускать сами с помощью ксерокса, фотоаппарата, компьютера и факса.
Концептуалист Сол Ле Витт так определил это направление: «Книги художников»... общедоступны и недороги. Их ценность не превышает ценности идей, в них заложенных┘ Они сами по себе предметы искусства, а не воспроизведение этих предметов»
В России у каждого «художника книги» свои предпочтения. Михаил Карасик и Виктор Гоппе используют литографию для иллюстраций и высокую печать для текста, ведя сквозь десятилетия диалог с книгами футуристов. Дмитрий Саенко использует линогравюру и офорт. Евгений Стрелков предпочитает шелкографию. Игорь Иогансон любит работать с ксероксом, добавляя к нему ручную роспись. Иногда книга изготавливается вручную полностью, как это было в нашем с Гюнель Юран проекте «Слова и свитки», в котором она написала 17 свитков в квазияпонском стиле.
Каждая книга подсказывает, какие материалы и техники нужно использовать. Иногда это обычный офисный самонаборный штамп, иногда линогравюра, прокатанная столовой ложкой, иногда трафарет из пластиковой папки, а иногда и штамп, вырезанный на обыкновенной картофелине!
Еще одно направление – книги-объекты. К предтечам этого жанра можно отнести египетские пирамиды, испещренные письменами и идеограммами. В ХХ веке книги-объкты выросли в особый жанр. Ансельм Кифер делал книги из волос, жести, песка, старых тряпок, дерева и металлических сеток. Ребекка Хорн творила книги из зонтика, птичьих перьев и старой оправы для очков. Поэт и скульптор Игорь Иогансон сделал несколько книг-скульптур, а Марина Перчихина превращала в книги целые комнаты. Я делал книги, страницы которых размещались на крыльях мельницы, консервных банках, фанерных листах, камнях, кленовых листьях, на выброшенных стульях и других материалах.
Некогда популярные романы в письмах нашли отражение и в работах мастеров книги художника. Издатель Александр Кузькин выпустил в письмах книгу «Страдания молодого Вертера». Подписчикам письма Вертера высылались по почте в соответствии с числами, датированными в романе Гете.
Все чаще художники сопровождают книги компакт-дисками, дополняющими визуальный ряд. Так, книга нижегородского художника Евгения Стрелкова Sirenes включает диск с гидроакустическими звуками, которые издают волжские водохранилища. А у Андрея Суздалева в книгу «Бумажная музыка» встроена кассета с наушниками, на которой записана электронная музыка, смикшированная со звуками шуршащей бумаги. Еще и не такое бывает. Фантазии у художников много.