Так повелось на земле с начала сотворения мира – старшее поколение во все времена недовольно младшим: в этом есть и зависть, ведь у одних все только начинается, а другие игру завершают или, по крайней мере, отыграли первый тайм.
Конечно, мы разные, но не настолько, как хотят это показать злобствующие. «Литературы в России больше нет и не будет!», «Молодые авторы, на которых тратят гранты, которых премируют, не стоят и десятой доли потраченных на них средств», «Они все поголовно творчески бессильны!», «Посмотрите на них! Они сидят на лавочках, пьют пиво и сплевывают на землю, о чем они могут написать!», «Они интересуются только сами собой, но кому интересны они?» – вот так говорят о молодых писателях некоторые литературные критики. Подобные обобщения похожи на дискриминацию, поколенческий шовинизм. Причем под этим флагом выступают люди как среднего возраста, так и старше.
Мы другие, но и вы отличаетесь от своих отцов. Все движется, изменяется, и спустя годы кто-то заменит нас.
«Они пишут о наркоманах и нищете. Матерятся в текстах без повода. Их герои убогие и неинтересные!» – Люди, которые это утверждают, а таких немало, сделали далеко идущие выводы, прочитав два-три текста. Не разобравшись, поставили смертельный диагноз целому поколению. В XXI веке ничего не изменилось: по-прежнему дело не в возрасте, а в даровании. Приглядитесь – полухудожественные натуралистические поделки, блеклые, как фотографии, снятые «мыльницей», штампуют не только молодые┘
Реальность где-нибудь в Минусинске или Чухломе действительно мрачная. Не буду останавливаться на подробностях: все мы их знаем – кто-то из жизни, кто-то из газет. Я, например, родился и жил до совершеннолетия в подобном городке┘ Об этом писать нужно, но талантливо. Вот, например, прозаик Олег Зоберн (1980 г. р.) умеет рассказать о самой темной стороне бытия с элегичной задумчивой красотой. Несмотря на то что он пишет о настоящем положении вещей, лечь досрочно в гроб по прочтении не хочется, наоборот, его рассказы рождают жажду жизни. Потому что он оставляет в своем тексте место Богу. Не напрямую говорит о Господе, как некоторые, Бог присутствует у него незримо┘ И в этом есть его талант писателя.
Следующий пример, Андрей Нитченко (1983 г. р.), лауреат многочисленных премий, признан всеми – и старшими, и ровесниками. Он пишет глубокие метафизические стихи о людях в этом странном мире. Опять призову на помощь авторитетного эксперта. Вот что сказал пушкинист Валентин Непомнящий: «Андрей Нитченко поразил меня! Это тот случай, когда у поэта есть не только прекрасные мысли и чувства, не только хорошая версификация, но есть еще и муза. В своем сознании я всегда отделял современных молодых авторов от большой русской поэзии – пока не познакомился с Андреем».
Эти молодые люди не единственная надежда. Есть еще Алла Горбунова, Ольга Елагина, Василина Орлова, Анна Русс, Дмитрий Фалеев, Анна Козлова, Василий Сигарев, Злата Демина, Данил Гурьянов, Максим Свириденков, Катерина Кюне┘
Возможно, кто-то из перечисленных мной исчезнет, так ничего и не сделав, кто-то соблазнится дешевой славой, деньгами и не напишет главной вещи, разменяет талант по копейке. Всегда существовали литераторы третьего, второго, первого плана. Реализовавшихся гениальных писателей каждое поколение выдает два-три. Еще не было времени, в котором бы не родились литературные лидеры. Потенциально есть они и среди новых авторов. С точностью указать, кто – пока невозможно. Потому что время не пришло. Можно только предполагать┘
Задач много. И с поэзией что-то неладное – одни считают, что она есть рифмованный сумбур, другие слагают на простой мотив нелепости о поднадоевших осинах-березах, и это называют истинным поэтическим словом! Молодым предстоит разобраться┘
Не написано художественное обобщение о Второй мировой войне. А оно должно появиться, и сделать его сможет только человек с русским менталитетом, потому что российские народы видели эту войну во всем ее ужасе, и память пока еще жива, но┘ Например, моим детям, которые родились в 2000-х годах, объяснить все в полной мере будет невозможно. Необходимо яркое произведение искусства! Дальше тянуть нельзя.
Нашему поколению придется осмыслить и советскую эпоху. Это именно писатели, которым сейчас едва за двадцать, расставят точки на «i». Кто прав, кто виноват – их приговор войдет в историю. И вряд ли его удастся обжаловать когда-либо┘