0
1047
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

30.11.2006 00:00:00

Роман–деньги–роман

Тэги: бак, премия, деньги, писатель


Конец года – для писателей горячее время. Время собирать премиальные урожаи. Кто-то опять громко заявит о себе в кругу коллег, кто-то останется обиженным и непонятым. Премий с каждым годом становится все больше и больше, но ясно ведь, что на всех не хватит. И тиражей они не прибавят, и окончательного счастья не принесут. Между тем престиж, профессиональная репутация и представление о больших, по-настоящему больших деньгах продолжают у многих ассоциироваться именно с литературными премиями. Хорошо ли жить по принципу «роман–деньги–роман»? Существуют ли в премиальном процессе объективные критерии или царит тотальная вкусовщина? Действуют ли рыночные механизмы или судьбы высоких наград решается в кулуарах? Обо всем этом мы беседуем с Дмитрием Баком, проректором РГГУ, историком литературы, поэтом. В свое время Бак был одним из членов жюри премии имени Аполлона Григорьева, входил в этом году в экспертный совет премии «Большая книга», состоит в «Обществе поощрения российской поэзии», которое имеет непосредственное отношение к премии «Поэт». Но и это не все. На историко-филологическом факультете РГГУ – одна из его лекций называется «Литературная премия как социальный институт». Важная в наше время тема.

– Дмитрий Петрович, а зачем вообще нужны литературные премии?

– Во-первых, они придают литпроцессу ритм, членят его на проектные отрезки. Без премий никто бы, наверное, не спросил себя, какие шесть «главных» романов вышли, скажем, от минувшего июля до нынешнего. А есть еще издательский ритм. Цикл жизни издательства, выпускающего современную художественную литературу, определяется сегодня не только ярмарками, но и премиями. Издательство а) лоббирует в премиальном процессе своих авторов; б) старается перекупить лауреатов. И наконец, премии создают ритм жизни писателя, особенно прозаика. С поэзией сложнее, она живет по своим законам. А вот профессионального прозаика можно определить как человека, который регулярно фигурирует в лонг-листах (задача-минимум). Как ни относись к тому же Букеру, но я убежден: если роман сегодня не попадает в лонг-лист Букера, его нет в литературе.

– Интересно. А я-то думал, что функции у премий совсем другие. Первая – создание авторитетов и репутаций. Вторая – чисто финансовая. На гонорары не проживешь. Если к ним добавляется денежное содержание премий, уже легче.

– Между прочим, далеко не все из них денежные. Думаю, что можно говорить о четырех типах премий. Статусные (например, премия «Поэт»). Премии эти присуждают не за конкретный текст, а за совокупность заслуг писателя. Другой полюс – читательские премии, в особенности сетевые. Тут царит полная «демократия». Голосовать и влиять на результат может каждый. А еще есть премии профессиональные. Скажем, «Московский счет», где поэты награждают поэтов. И наконец, экспертные премии, тот же «Аполлон Григорьев». Плюс бесконечное количество смешанных типов.

– Мы забыли еще одну функцию – создание литературных кланов и лагерей. Кто-то признает одну премию, кто-то другую, критерии у всех разные.

– Есть такие зоны литературного поля, которые друг друга в упор не видят. Главные из них – «либеральный» и «антилиберальный» проекты. Условно говоря, журналы «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», с одной стороны. «Наш современник» и «Москва» – с другой. Третьей серьезной силы пока вроде бы не наблюдается, иногда на эту роль претендует сетевая словесность. Сообщество писателей, которые группируются вокруг «Нашего современника» и «Москвы», предпочитает просто не замечать, например, Букеровской премии. У них другой пантеон. Есть, правда, промежуточные случаи. Скажем, прозаика Леонида Бородина признают в обоих лагерях. Дина Рубина оказалась в финале премии «Ясная поляна». И так далее.

– Все это тусовочные дела. Не то на Западе. Лауреаты английского Букера не просто отмечены вниманием тусовки, но и порождают реальный спрос, высокие тиражи. Премии у них тесно связаны с читателем. А у нас сколько ни пишут на обложках слово «лауреат», толку мало.

– Думаю, различия чисто технологические. Западный читатель настроен рыночными механизмами так, что реагирует на выбор премиального комитета. Механизм работает на то, чтобы обслужить читателя. А в России механизм не отлажен, коммуникация нарушена, вот и все. Того же Шишкина, несмотря на весь его герметизм, вполне можно было бы продавать большими тиражами, если бы имелась соответствующая инфраструктура: издательская, медийная, торговая...

– Тем не менее. Слишком многие в последнее время пишут в расчете не на читателя, а на экспертные сообщества и жюри. Появилась особая каста – премиальные писатели. Премиальные романы – особый жанр. Идет ли на пользу литературе прагматизм, который насаждают премии?

– В каком-то смысле премии вредят, согласен. Нужно писать вопреки им, не думая о перспективах раскрутки. На нынешнем литературном поле именно в любительском секторе может родиться что-то ценное, неожиданное. Очевидная тенденция премий последних лет – обилие непрофессиональных книг. А что до премиальных писателей┘ Но ведь это хорошие писатели! За редкими исключениями, премий совсем уж плохим писателям не дают. Значит, система работает. Так скажем ей за это спасибо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1189
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
747
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
523
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
753

Другие новости