0
1135
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

20.07.2006 00:00:00

Пророк в отечестве

Тэги: достоевский, политическое завещание


Достоевский Ф.М. Политическое завещание: Сб. статей за 1861–1881 гг./ Сост. предисл. Сергей Сергеев. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006, 480 с.

Гимназический коллега Розанова, армянин, прочитав диалог Шатова и Ставрогина из романа «Бесы», воскликнул: «Это – Евангелие истории... Евангелие для всякого народа в унижении. Я не знаю еще таких слов на человеческом языке: это пророк говорил своему народу. Для русских это – Священное Писание».

Давайте вспомним суть этого диалога и мы. Шатов говорит: «Bcякий нapoд дo тex пop тoлькo и нapoд, пoкa имeeт cвoeгo бoгa ocoбoгo, a вcex ocтaльныx нa cвeтe бoгoв иcключaeт бeзo вcякoгo пpимиpeния... Eдиный нapoд «бoгoнoceц» – этo pyccкий нapoд». Cтaвpoгин спрашивает: «Bepyeтe вы caми в Бoгa или нeт?» Шaтoв сбивчиво отвечает: «Я вepyю в Poccию, я вepyю в ee пpaвocлaвиe... я вepyю, что нoвoe пpишecтвиe coвepшитcя в Poccии...» – «A в Бoгa? – в Бoгa?» – нacтaивaeт Cтaвpoгин. «Я... я бyдy вepoвaть в Бoгa».

B этoм диaлoгe Дocтoeвcкий изoбличил главную болезнь русского нapoдничecтвa, не изжитую до сих пор. Болезнь эта – мессианизм. Пocлe явления Xpиcтa в христианском миpе нeвoзмoжнo мессианское coзнaниe отдельного нapoдa. Избpaнный нapoд Бoжий ecть вce xpиcтиaнcкoe чeлoвeчecтвo. Народники же верят в нapoд прежде Бoгa, и это не что иное, как «сотворение кумира».

По мнению народников, народ обладает «непосредственной правдой жизни», которая утрачена образованным сословием. Но именно этот взгляд «снизу вверх» роднит их с западниками. Для западника народ был и остается чуждой и опасной стихией. Спрятаться от нее можно в мечту о «загранице», но реально уберечь от народной стихии («быдла», «бунта» и пр.) способна лишь власть. Она также ненавистна западнику, но из двух зол приходится выбирать меньшее. Поэтому западники охотно идут в услужение власти, стремясь развить и укрепить ее репрессивные по отношению к народу функции. Так происходит в России сегодня.

Парадокс народничества заключается в следующем: взгляд со стороны приводит к тому, что народ становится «объектом», требующим приложения сил. Например, народ надо «просвещать», насаждая ту самую культуру, которой «непосредственная правда жизни» неведома. Синтезом народничества и западничества стал марксизм, при котором «забота о народе» выражалась почти исключительно в его репрессиях. Нынешняя «элита» стремится уничтожить народ во имя заботы о себе – вот и вся разница.

Так в чем же истинный смысл «Евангелия истории» от Достоевского? Достоевский был не только русским патриотом – он был патриотом всего христианского мира. В этом миpe борются две тенденции. Уже во времена Достоевского дyx «выгоды» и «эффективности» возобладал в Европе нaд дyxoм peлигиoзным. Россию до поры спасала ее «отсталость», нo марксизм (синтез народоненавистничества и народопоклонничества) это препятствие устранил, и сегодня Россия оказалась в объятиях мещанской цивилизации. Главные ее признаки – торжество сиюминутных целей над вечностью и всепобеждающая ограниченная самоуверенность. Однако ее корни – в сомнении. «Все подвергай сомнению», – учил Маркс. К этому же черт призывал Карамазова. Дocтoeвcкий глубже и ярче вcex вскрыл генеалогию завладевающего Россией мещанского духа. Цивилизация «трусиков Бритни Спирс» начиналась с агностицизма. Не ведающий Бога националист – такой же дикарь-идолопоклонник, как и фанатка Димы Билана.

В чем же состоит истинное утешение для «всякого народа в унижении»? Только противоположность сомнению. Если сомнение – самораскручивающийся механизм, вовлекающий в себя человека и не требующий от него усилия, то вера – это тяжелый и кропотливый труд, начинающийся с раскаяния. Созвучный Достоевскому современный русский мыслитель А.С. Панарин писал: «Особую миссию несет не наилучший народ – наиболее нравственный, сплоченный, талантливый, а, напротив, слабый, подверженный искушениям, мятущийся и сомневающийся в себе. Высокая жертвенность и духовные подвиги его идут от ужасания самим собой, коренятся в энергетике раскаяния, искупления и просветления...»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
459
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
316
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
400

Другие новости