Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями.– СПб.: Азбука-классика, 2005, 320 с.
Сегодня, когда общество расколото по социальному признаку и агрессивно разлагается гедонистической и нигилистической субкультурами с откровенной санкции новых «хозяев жизни», чрезвычайно важна консолидация нации в русле «русской идеи». Но сформулировать ее – непосильная задача для озабоченных карьерным благополучием политиков. Нет, не они помогут нам обрести цельность, а значит, и силы действовать...
Каждый человек нуждается в путеводителе по жизни. Каждый оказывается в ситуации сложного нравственного выбора, сомневается, разочаровывается и ищет точку опоры. По словам Аполлона Григорьева, «величайшая заслуга книги Гоголя┘ – навести многих на мысль о едином, истинном для всякой личности, на мысль о сосредоточении, о собрании себя в самого себя».
Главы «Нужно любить Россию» и «Нужно проездиться по России» представляют собой наставления тем, кто хочет послужить своей стране, но не знает как. Точно угадывая причину бездействия и рассеянности поколения в «каком-то охлаждении душевном, в какой-то нравственной усталости» и «утомленной образованности гражданской», Гоголь констатирует легко узнаваемое сегодня: «Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не на земле своей. Город не знает города, а человек человека». Он вдохновляет адресата, обращаясь к опыту монашества как к наиболее самоотверженному и доблестному из возможных. А для тех, кто далек от духовного служения, подсказывает мирской путь: «Монастырь ваш – Россия!»
Главы «Страхи и ужасы России» и «Нужно любить Россию» адресованы павшим духом и растерянным согражданам. «Лучше в несколько раз больше смутиться от того, что внутри нас самих, нежели от того, что вне и вокруг нас». Смысл искушения историческими ужасами Гоголь видит в обретении стойкости: «┘посреди их многие воспитались таким воспитанием, какое не дадут никакие школы».
Прекрасно понимая, что ясность и порядок в душе каждого гражданина – первое основание для общественного благополучия, писатель уделяет немало места «бытовым мелочам». С мудростью, терпением и подлинным знанием человека написаны главы «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту» и «Русский помещик». Они представляют собой подробные инструкции: в первом случае – по воспитанию в себе дисциплины и скромности, вплоть до распределения семейных денег, а во втором – по организации жизни в поместье. И несмотря на то что минуло уже полтора века, их практический смысл и по сей день актуален – ибо основания жизни не меняются. Меняется лишь отношение к ним, и то на время.
В заключение, в «Светлом воскресении», Гоголь пишет о том, что в первую очередь отдаляет каждого из нас от нравственного идеала Христа, – о гордости. Первая ее разновидность – гордость чистой совести, а вторая – гордость ума. «Ничему и ни во что он не верит; только верит в один ум свой┘ позабыл даже, что ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке».
Взяв на себя ответственную и чрезвычайно трудную задачу – вдохновить и поддержать соотечественника, Гоголь напоминает: Воскресение Христово обязательно воспразднуется. «В такие минуты всякие ссоры, ненависти, вражды – все бывает позабыто, и вся Россия – один человек».