Кэти Акер. Эвридика в подземном царстве/ Пер. с англ. Т. Покидаевой – Тверь: Митин Журнал, 2006, 190 с.
Маленькая девочка выходит в мир. Одна. Дверь родительского дома резко захлопывается за ней. Окружающая действительность напоминает кадры малобюджетного фильма ужасов. Ад на земле? Нет, просто Город. Любовь и Бог – чепуха из школьной хрестоматии. Пришло время узнать, что Санта Клаус не приносит подарки маленьким девочкам на Рождество. Санта Клаус – мачо, он входит в комнату без стука. Брутальный секс и боль – такова взрослая жизнь┘
С кем же остаться девочке этой ночью? С любым, кто угостит выпивкой и поделится косяком травы. Хорошо, если он окажется без оружия.
И она ему спела
с неизбывной тоской,
Что безрадостна жизнь
и утерян покой:
СДОХНИ, ТЫ НАЧАЛ
И НЕ ЗАВЕРШИЛ,
СДОХНИ, РАЗ ПЕСНЯ
ДЛИННЕЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ,
СДОХНИ, ВЛЮБИВШИСЬ,
СДОХНИ, ЗАБЫВ.
Кэти Акер – поэтесса и стриптизерша – с детства считала, что родилась в мертвом мире. Ее не впечатляли мрачные ромеровские хорроры, Акер все поняла еще в детстве: «Твои единственные друзья – мертвецы». Единственным проявлением жизни является боль. Боль указывает на то, что окончательный диагноз – впереди. Значит, еще осталось время для секса и насилия. Активность человека определяется интенсивностью его агонии. «Мы куски мяса, которые все еще истекают кровью. Что хуже всего: может быть, уже скоро мы перестанем кровоточить».
В 21 год Кэти Акер работала в секс-шоу и впервые попробовала себя на литературном поприще. Своим учителем она считала Уильяма Берроуза. Первая ее вещь, «Политика» – сплошной текст, сгусток не то чтобы эмоций, но какого-то агрессивного безразличия. Наркоманы, гомосексуалисты, преступники, проститутки┘ групповуха, кайф и боль. Ощущение постоянной угрозы, удовольствие от предвкушения смерти. Кураж падшего ангела. Пока еще все не совсем серьезно. Девушка играет в актрису. Но ее сцена – «грязная простыня».
Люди – опасны. Смерть – самое надежное убежище. «Ты по-прежнему один, и, даст Бог, ты умрешь в одиночестве. Может быть, ты умрешь очень скоро, и все закончится. Никаких больше обманов».
«У меня аллергия на эту жизнь?»
Оказалось, что да. Мучительно умирая от рака, существуя на грани болевого шока, Кэти Акер пишет «Эвридику в подземном царстве». Падший ангел так и не смог взлететь. Античный миф перенесен в наше время. Орфей и Эвридика – парень и девушка, их можно запросто встретить на улице. Особенно если отправиться в Алжир.
«ЭВРИДИКА сидит в одиночестве на красной постели. У нее огненно-рыжие волосы, такие яркие, что ее просто не видно – ни ее, ни того, что ее окружает. Она занимает слишком много места. К тому же она сумасшедшая┘ Она живет в собственном мире, потому что делает так, чтобы весь мир принадлежал ей».
Эвридика тоже умирает от раковой опухоли. Она сидит в инвалидном кресле у врат царства мертвых. Но умирать не страшно, поскольку каждый и так уже мертвец. Остается тоска по потерянному раю. По невозможной и такой желанной Любви. И смутная надежда на что-то после.
Каждый ангел ужасен.
Бесшумно скользят
они в темноте┘
Я пойду с тобой даже
в смерть.
Я пойду, куда должно пойти,
И увижу, что должно
увидеть,
Там, где никто ничего
не знает┘
...куда меня приведет
любовь...