0
879
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

06.04.2006 00:00:00

Научите меня жить

Тэги: писатель, воспитание, литература


Спросить у какого-нибудь писателя, должна ли, по его мнению, литература учить и воспитывать, это всe равно что спросить, не дурак ли он. Отвечать будeт быстро (если задумался – значит либо тугодум, либо что-то скрывает) и многословно: просто сказать «нет» мало – а доказательства? Доказывать надо так: «Дураки – вона какие, а я эва какой». Репетируем:

– Как вы вообще относитесь к тому, что литература должна воспитывать, учить, к чему-то призывать?

– Литература должна быть прежде всего литературой. Я, конечно, вкладываю в свои книги мораль, убеждения, может быть, даже какие-то уроки. Но учить должна в первую очередь педагогика, а социальный протест пусть высказывают общественные движения. Литература, конечно, может заниматься чем-то, что более присуще другим сферам деятельности: анализировать мир, делать футурологические прогнозы, рассказывать о прошлом. Но лишь в той степени, в какой это для нее органично и позволяет оставаться литературой.

Это вот был отрывок из интервью писателя Алексея Иванова. Представим теперь, что точно такой вопрос был задан его читателю. «Научила ли вас чему-нибудь эта книга?» – «Не-а. То есть, я, конечно, понял мораль, может быть, даже извлек какие-то уроки┘ Но – нет».

Согласитесь, странный диссонанс получается. Ответ, предписываемый писателю «правилами хорошего тона», в устах читателя звучит как-то обидно. «Учить должна педагогика, а книжечки – это книжечки»┘

Впрочем, может статься, писательское «я вас, тьфу-тьфу-тьфу, ничему (хорошему) не учу» относится на счет скромности. Или педагогической хитрости: «Сказать, что учу, так они назло не станут учиться».

Однако есть обстоятельство, не позволяющее усомниться в писательской искренности. Современная литература, как черт ладана, боится положительного героя. Если положительный – значит «ходульный», «плоский». Для «объема» нужно обязательно наградить его червоточинкой. Ну а для полной художественности – привести к моральному краху. Особенно это касается «современной жизни».

Вот Виктор Служкин из романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Волею злодейки-судьбы оказался заброшен в школу. Учителя – лицемеры, ученики – чудовища. Дома тоже всё сикось-накось. Но благодаря стойкости и смирению, а также верности своим представлениям о порядочности Служкину удается переломить ситуацию... Опасность! Положительный герой в воздухе! И автор, не задумываясь, топит своего Служкина в вагине и водке. С последних страниц романа нам машет ручкой потерявший всё и всех, присосавшийся к бутылочке, затюканный женой вонючий и небритый папаша маленькой (и уже обреченной) дочки. Будущий Семен Мармеладов. Вот теперь художественно, красиво.

Урок? «Жизнь – дерьмо, как ни рыпайся». Футурологический прогноз? «Этот мир катится в тартарары». Мораль? «Не вздумайте завести детей».

Писатель-то, может быть, и не учит, да вот только читатель – учится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
572
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости